В Крыму возбуждены уголовные дела после проверки прокуратурой и сотрудниками аппарата федерального детского омбудсмена деятельности органов опеки. Причиной стали резонансные случаи изъятия детей из приемных семей, рассказала Анна Кузнецова.
Ранее стало известно о попытке органов опеки Симферопольского района Крыма отобрать 15 детей из приемной семьи Юрия и Ольги Тоцких, а затем – об изъятии детей в приемной семье Игоря Чернякова и Ирины Астаховой.
«Порядок расторжения договора с приемными родителями был настолько непоследовательным, грубым, что напугались и другие приемные семьи. Генеральной Прокуратурой уже внесено представление опеке, Следственным комитетом возбуждены уголовные дела», – заявила Анна Кузнецова.
По ее словам, следователи и сотрудники ее ведомства обнаружили ряд нарушений в работе крымской опеки. В ее районном управлении были отмечены ненадлежащее взаимодействие между органами системы профилактики, формальное проведение проверок, нехватка сотрудников и отсутствие у части из них необходимого образования.
«Многие дети из приемных семей, из которых недавно были изъяты несовершеннолетние, рассказали специалисту аппарата Уполномоченного по правам ребенка о случаях жестокого обращения с ними. Однако ранее сотрудниками опеки и попечительства подобные факты не были установлены в предусмотренном порядке. В ряде случаев на момент изъятия несовершеннолетних из приемных семей у органов опеки отсутствовало достаточно правовых оснований, подтверждающих угрозу жизни и здоровью детей», – сообщила уполномоченный по правам ребенка.
Она предложила главе Крыма Сергею Аксенову передать полномочия опеки с муниципального уровня региональному министерству образования и науки. При нем омбудсмен рекомендует создать общественный совет по защите семьи и детства, который следил бы за соблюдением прав детей в сиротских учреждениях, и профилактикой ситуаций, подобных случившейся.
По сведениям Анны Кузнецовой, 12 детей, изъятых из двух многодетных приемных семей в Симферопольском районе Крыма, так и не вернулись к опекунам, а помещены в социальные учреждения, еще четверо находятся в больницах по медицинским показаниям. Пятеро детей, которым удалось убежать от сотрудников опеки и спрятаться, остаются с приемными родителями.