В Нижегородской области начато расследование обстоятельств гибели 7-летней девочки в социально-реабилитационном центре «Пеликан», где содержатся дети из неблагополучных, или попавших в трудную жизненную ситуацию семей. По подозрению в убийстве задержана 15-летняя воспитанница того же учреждения, рассказали в областном управлении Следственного комитета России.
«По версии следствия, в ночь на 5 февраля 2017 года в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, расположенном в г. Княгинино Нижегородской области, подозреваемая, зайдя в спальную комнату, где находились две малолетние девочки, из-за малозначительного повода задушила 7-летнюю потерпевшую», – говорится в сообщении, опубликованном на сайте ведомства.
По словам его сотрудников, подозреваемая на допросе рассказала об обстоятельствах произошедшего, однако отказалась признать свою вину.
«Моя дочь находилась в реабилитационном центре. Девочки постарше поспорили, кто убьет красивую девочку. Одна из них положила подушку на лицо моей дочери и села на подушку», – рассказала корреспондентам мать погибшей девочки. Об этом сообщает «Комсомольская правда».
По сведениям издания, дочь была изъята у нее из-за пристрастия женщины к алкоголю. Девочка сперва была передана бабушке, а затем помещена в социально-реабилитационный центр.
Что касается подозреваемой, то она в шестилетнем возрасте лишилась матери, и была передана отцу, у которого ее затем отобрали, также из-за злоупотребления спиртным. По словам сотрудников центра, девушка лишь в последнее время изменила свое поведение и стала агрессивной.
Как рассказал порталу Милосердие.ru психолог, заместитель гендиректора психологической службы «Семейное благо» Глеб Смолин, причины бессмысленного убийства могут быть связаны с детством подозреваемой в преступлении девушки, которое она провела в тяжелой обстановке, не позволявшей удовлетворять основные потребности и воспитывать основные ценности, что накладывает на личность человека тяжелый отпечаток.
«Особенно ярко эти последствия проявляются в подростковом возрасте – возрасте, когда ребенок ищет себя, пытается доказать свою взрослость, находится в психологически неустойчивом состоянии, – пояснил психолог.– Агрессия, низкая чувствительность к нуждам других людей, ощущение своей уязвленности и стремление её как-то компенсировать за счёт других, – вот неполный перечень последствий детских психологических травм.
К этому стоит прибавить, что в подростковом возрасте далеко не все дети страшатся смерти, они еще не умеют дорожить жизнью, ни своей, ни чужой».
«Не знаю, что послужило мотивом поступка: месть? спор со сверстницей? стремление самоутвердиться за счет слабой и безответной маленькой девочки?
Если исходить из того, что пишут в СМИ, то можно предположить, что свою роль сыграло присущее подросткам стремление выделиться в компании среди сверстников, показать свою «крутизну» и «взрослость». Присутствие группы товарищей многократно умножает дерзость подростков, которые совершают поступки, на которые в одиночку никогда бы не решились», – подчеркнул Глеб Смолин.
«15 лет — это уже возраст уголовной ответственности за убийство, напоминает руководитель Центра социальной адаптации свт. Василия Великого Юлиана Никитина. – Мы часто снимаем вину с подростков за их действия, говорим, что виноваты все, кроме непосредственных участников событий. Но это убийство — поступок девушки, который она совершила по своей воле, и прежде всего нужно говорить о ее вине и её ответственности за содеянное.
Сама работая в реабилитационном центре, я вижу, насколько все хрупко и опасно, когда работаешь с детьми, тем более – такими тяжелыми. Вопрос связан с качественной медико- социально-психологической диагностикой, с работой специалистов по социальной работе, медиков и психологов. Была ли у девушки какая-то психиатрическая проблема? И если да – был ли адекватный контроль за её состоянием? Была ли она на сопровождении и под наблюдением профильных специалистов, пока находилась в этом учреждении?
И, безусловно, есть определенная вина учреждения, которое вовремя не выявило поведенческую проблему этой девушки и не обеспечило безопасность проживания детей. Можно сказать, что виновато общество потребления и жестокости, в котором мы уже не обращаем внимания на то количество насилия и агрессии, которое выливается в информационном пространстве на детей. Кто-то этому более подвержен, кто-то менее.
Виноваты родители и воспитатели, которые не объяснили, что такое хорошо и что такое плохо – основные понятия, которые к 15 годам должны быть сформированы. Просто показать пальцем на этот несчастный центр и его директора, и сказать, что они виноваты – неправильно.
Как не допустить подобных трагедий? Прежде всего – раннее выявление проблемных детей с отклонением в поведении. Как правило, это дети с психологическими травмами, они сами нуждаются в помощи. Необходимо организовать с ними комплексную адекватную работу специалистов.
Если ребенок на грани психиатрического диагноза, срабатывают стереотипы, все боятся признать психические проблемы: и родители, и сами дети — в то время, когда некоторые расстройства можно откорректировать медикаментами, терапией, создать хорошие условия для развития, воспитания и образования таких детей. Необходимо к этой проблеме повернуться лицом и налаживать узкую профильную работу с детьми с девиантным поведением, имеющими склонность к тяжелому проявлению агрессии».