Телефонные мошенники используют психологические уловки, давление и запугивания. Схема следующая: клиенту звонят якобы сотрудники мобильного оператора и сообщают, что заканчивается договор на услуги связи. Чтобы продлить договор, нужен код из смс.
После этого они говорят человеку, что хотели его обмануть и украсть деньги – это новая уловка в мошеннической схеме, чтобы запугать и заставить его действовать по указке следующих звонящих, которые уже представляются сотрудниками финмониторинга, Госуслуг и полиции. Они дают инструкции клиенту, которые должны «спасти деньги» и «поймать банду мошенников, вошедших в сговор с сотрудниками банка». На самом деле вместо спасения своих сбережений, жертва самостоятельно кладет деньги на счет мошенников через банкомат.
Количество мошеннических атак по такому сценарию с января по март этого года выросло в 3,5 раза, пишет ИА Regnum.
Ни один оператор связи не станет звонить для продления договора и тем более запрашивать код из смс: договоры на услуги связи бессрочные и не требуют пролонгации, напоминают в «Тинькофф Мобайле».
«Мошенники под разными предлогами просят установить программу удаленного доступа, которая позволяет видеть все, что происходит на экране мобильного телефона. Они могут называть это антивирусом Kaspersky или технической программой банка, чтобы якобы отследить действия недобросовестных сотрудников этого банка, которые работают в связке с мошенниками», – поясняет заместитель руководителя центра экосистемной безопасности «Тинькофф» Олег Замиралов.
Такие программы позволяют увидеть, сколько у клиента денег на счете. «Программа позволяет отслеживать коды, которые высвечиваются в банковском приложении – эти коды запрашивают сами мошенники в сервисах для переводов с карты на карту, чтобы вывести деньги со счета клиента», – добавляет Замиралов.
Затем аферисты сообщают клиенту, что для поимки преступников с ним свяжется сотрудник полиции, который расскажет, что нужно сделать. Также они предупреждают «об уголовной ответственности», если человек откажется действовать по их инструкциям.
Нужно запомнить, что сотрудники ОВД звонят только в редких случаях, комментирует заслуженный юрист России Иван Соловьев: «Для приглашения гражданина в полицию или получения от него какой-либо информации используются письменные запросы, направляемые в соответствии с положениями закона о полиции или закона об оперативно-розыскной деятельности».
На последнем этапе аферисты просят провести операции по продаже и переводу активов с инвестиционного счета на расчетный, чтобы зафиксировать факт мошенничества со стороны банка. Для этого вызывают такси и предлагают жертве проехать к банкомату, снять деньги со своего счета и перевести их в другой банк.
«Клиенты в таких ситуациях уверены, что снимают не свои средства, а деньги, выделенные для спецрасследования. При этом операции, которые они видят в приложении, на самом деле не настоящие», – поясняет Замиралов.