Аппарат детского омбудсмена провел онлайн-семинар, на котором региональных уполномоченных по правам ребенка обучали мониторингу деятельности домов-интернатов для детей с инвалидностью и детских ПНИ. В семинаре участвовали эксперты Центра лечебной педагогики (ЦЛП).
Региональным уполномоченным рекомендовали обратить внимание на индивидуальную программу реабилитации и абилитации детей с инвалидностью, технические средства реабилитации и на своевременность актуализации сведений. Также нужно смотреть на такие показатели, как наличие попечительского совета и сотрудничество с НКО.
Отдельное внимание необходимо уделить качеству жизни детей, которые нуждаются в специализированном или лечебном питании. В работе с такими детьми крайне важно отслеживать динамику веса.
Один из главных показателей – работа учреждения по семейному устройству детей, отметила советник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного по правам ребенка Алина Сохацкая. Она призвала коллег обращать внимание на состав личного дела и основания помещения ребенка в учреждение. Среди самых частых нарушений – индивидуальные планы развития жизнеустройства ребенка не индивидуальны и однотипны. Помимо этого, региональным детским омбудсменам стоит обратить внимание на заключение психолого-медико-педагогической комиссии, соблюдение прав ребенка на получение пенсий и пособий, на выполнение медицинских рекомендаций.
Председатель правления ЦЛП Анна Битова призвала особое внимание уделить реализации права ребенка на семью: «Мы считаем, что дети, имеющие родителей, могут попадать в учреждение только на короткое время – дневное пребывание или пятидневка. Но дети должны жить дома, а мы должны за этим тщательнее следить».
Исполнительный директор ЦЛП Александра Фадина напомнила, что право на образование наступает с двух лет. «Если организация для детей-сирот имеет образовательную лицензию, то она должна действовать в рамках законодательства об образовании – иметь отдельную страницу на сайте, размещать там адаптированные программы», – говорит Фадина.
По ее словам, в детских домах ряда регионов занятия проходят только два раза в неделю, а их продолжительность – всего 10-15 минут. Кроме того, должно быть реализовано право ребенка на дополнительное образование.
Планируется, что эти рекомендации лягут в основу системного мониторинга детских учреждений по всей России, сообщает сайт уполномоченного по правам ребенка.