Речь идет о поправках к Закону об образовании, принятых недавно Госдумой. «Долгожданное слово «тьютор» (по настоянию депутатов, по причине не русского происхождения слова) заменено на «педагогический работник в соответствии с рекомендациями ПМПК» (психолого-медико-педагогической комиссии – прим.)», рассказала председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Елена Клочко.
Между тем, в нормативно-правовых актах Минпроса и в профстандарте остается слово «тьютор», напомнила она, отметив также, что пока не устранено различие профессиональных требований к тьютору, установленных в квалификационном справочнике, и в профстандарте.
«Думаю, должно быть какое-то дополнительное разъяснение или новый нормативно-правовой акт Министерства просвещения Российской Федерации, детализирующее кто эти самые «педагогические работники в соответствии с рекомендациями ПМПК», так как дефектологи и логопеды, к примеру, также являются педработниками», – подчеркивает эксперт.
По словам Елены Клочко, неопределенность в законе может затруднить защиту прав детей-инвалидов на создание необходимых условий в образовательных учреждениях, поскольку региональные и муниципальные власти не всегда осознают необходимость предоставления назначенных ПМПК тьюторов детям с ОВЗ и инвалидностью. Родительская общественность с 2016 года добивалась закрепления термина «тьютор» в законе об образовании, напомнила она.
Как подтвердила начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Таис Дацюк, слово «тьютор» убрали из законопроекта по инициативе депутатов. В процессе подготовки к вступлению профильных законов в силу министерство выпускает свои нормативно-правовые документы о порядке их применения. В таком документе может быть дано разъяснение о том, что в число педработников, назначенных для ребенка ПМПК, входят тьюторы и другие специалисты.
Ранее в ВОРДИ отметили, что поправки, направленные теперь на утверждение в Совфед, содержат ряд важных нововведений. Так, в законе об образовании закрепляется понятие «ребенок-инвалид». ПМПК должны будут в обязательном порядке создаваться при Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, на которые возлагают функции по организационным вопросам, психолого-педагогическому сопровождению, методической помощи при обучении, мониторингу. Также в сфере образования по предложению ВОРДИ перестанут использовать медицинский термин «умственная отсталость», заменив его на «нарушение интеллекта».