В России увеличат набор студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» с учетом потребности образовательных учреждений в дефектологах, логопедах и тьюторах, а в программы подготовки учителей внесут модули по обучению детей с ОВЗ и инвалидностью. Такие поручения Минобру и Минпросу опубликованы официальным сайтом президента.
Это позитивные изменения, но полноценной инклюзии в школах они не обеспечат, пока не будет решен вопрос с финансированием соответствующих ставок, говорят эксперты профильных НКО, опрошенные Милосердием.ru.
Потребность в специалистах для работы с особыми детьми в школах очень велика, но сейчас их просто не смогут трудоустроить, говорит куратор направления «Образование» Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Ольга Седых. Школы могут открыть необходимые ставки, но чтобы получить на нх деньги, в регионе должны быть утверждены нормативы для организации обучения детей с ОВЗ. Сейчас такие нормативы есть лишь в Волгоградской области, еще в нескольких регионах они действуют только для ресурсных классов, где учатся дети с аутизмом.
«Есть федеральные нормы: 1 ставка на 6-12 человек (обучающихся с особыми потребностями – прим.). Конечно, они даже близко не соблюдаются. Все говорят о дефиците кадров, опираясь на эти показатели. Да, дефицит есть. Но без решения вопроса с финансированием директора все равно не смогут принимать специалистов, т.к. нечем будет им платить», – пояснила эксперт.
«Свежее поручение президента свидетельствует о том, что постепенно все же нас, родителей и сообщество профильных НКО начинают слышать. Поручение – шаг в сторону реализации прав на образование детей с особыми образовательными потребностями. Однако, без сопутствующего поручения Минфину, боюсь, Минпрос и Минобр не смогут обеспечить выполнение поручения по увеличению контрольных цифр приема», – отмечает руководитель РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» Елена Багарадникова.
По ее словам, данные мониторинга Минпроса за 2020 год показали, что в учреждениях образования не хватает около 20 000 специалистов указанных категорий. Помимо предложенных в поручении мер, которые заслуживают безусловной поддержки, можно было бы обучать будущих педагогов также по программам, связанным с инклюзивным образованием, работой с детьми с девиантным поведением, дефицитами внимания и гиперактивностью, трудностями эмоционально-волевой сферы, поведенческими нарушениями, и преподавать им базовый курс прикладного анализа поведения (АВА).
Другой пункт президентских поручений, предписывающий Минпросу и региональным властям утвердить «требования и показатели деятельности образовательных организаций в целях обеспечения инклюзивного образования» сформулирован неверно, и может принести вред, считает эксперт.
«Эти показатели и требования должны включаться в показатели эффективности работы губернаторов, – подчеркнула Елена Багарадникова. – Вот тогда они могут заработать. Это связано с тем, что никаким учетом и тотальным контролем не закроется повсеместная проблема чудовищного недофинансирования регионами обеспечения специальных образовательных условий и реализации адаптированных программ. Повышающие коэффициенты к подушевому финансированию для детей с ОВЗ введены менее чем в десяти регионах страны, а обоснованные расчеты не делались порой и в этих регионах. Пока эта ситуация не выйдет из тени, и не станет озвученной задачей – решаться она не будет. Контроль и учет в отношении организаций ничего не прибавит кроме головной боли несчастным педагогам и директорам».
.