Комплексный план по адаптации цыган проходит утверждение в российском правительстве. Об этом в интервью РИА Новости рассказал глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.
По его словам, план, ранее представленный в Организации объединенных наций, содержит, в частности, предложения по организации образовательного процесса в местах компактного проживания цыган. Разработчики исходили из того, что он «должен быть направлен в первую очередь на ту часть цыган, которая плохо интегрирована в российское общество, в большой степени не имеет и не желает иметь доступа к образованию, заниматься образованием собственных детей».
«Главная цель нашего плана — это выработка новых эффективных подходов к работе с цыганами и изменение сложившейся ситуации с их образованием, а значит, и уровнем жизни», – пояснил глава ФАДН, отметив, что в адаптации нуждаются далеко не все цыгане.
По данным социологического исследования, проведенного в 2015 году, лишь 4% цыган имеет высшее образование, чуть больше — среднее. При этом 81% опрошенных заявили, что вполне довольны своей жизнью и могут считать себя счастливыми людьми, – рассказал глава ФАДН.
Среди озвученных им предложений – создание для детей цыган, не владеющих русским языком, отдельных классов, где они могли бы получать первоначальный объем знаний, и переходить затем в обычные классы. Также чиновник упомянул об опыте присутствия на уроках представителя цыганской общины, выполнявшего роль посредника между детьми и преподавателями – отметив, что этот метод, положительно себя зарекомендовавший, имеет и свои недостатки.
«Был положительный экспериментальный опыт использования полилингвального подхода к образовательному процессу на Северном Кавказе Минобрнауки России, – напомнил Игорь Баринов. – Дети, слабо владеющие русским языком, в начальных классах изучали предметы на родном и на русском языках одновременно. Параграф на одном, и тот же параграф — на другом.
К сожалению, из-за отсутствия финансирования в 2014 году эта программа была прекращена. Мы сейчас ведем переговоры о том, чтобы ее возобновить, потому что она может быть использована и для детей мигрантов, и для цыганских детей».
«Мы хотим, не ломая и не меняя ментальность и представления о жизни цыганского народа, максимально комфортно его встраивать в общероссийское пространство, постепенно меняя отношение к образованию, например, используя различные мотивационные механизмы с учетом именно национальных особенностей цыган», – подчеркнул руководитель ФАДН.
«К сожалению, мы видим, что вокруг этого уникального народа сформированы устойчивые негативные стереотипы, которые способствует только росту социальной напряженности. В настоящее время многие цыгане исключены из общественно-политической жизни страны», – рассказал Баринов.
В качестве эффективного инструмента для изменения предвзятого отношения он упомянул просветительскую деятельность – в частности, проведение фестиваля цыганской культуры, и издание литературы, где рассказывается о традициях и быте цыган.