С 12 января 2022 года в торговых сетях «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Магнит» и «Дикси» начали действовать ограничения на торговую наценку. Теперь наценка на некоторые виды товаров в этих магазинах не может превышать 10%, а в сети «Бристоль» – 15%. Экономист Вадим Новиков и аудитор Татьяна Лобова считают: это не значит, что социально значимые товары в крупных магазинах подешевеют.
Торговая наценка – это дополнение к закупочной стоимости товара, которую выставляет продавец, чтобы компенсировать свои расходы по доставке товара в магазин, выплатить зарплату персоналу и получить прибыль. Торговая наценка бывает разной для разных категорий товаров и составляет от 10 до 100% закупочной цены товара. Небольшую наценку за дешевые товары торговая сеть компенсирует за счет дорогих. Проблема в том, что торговая наценка – не основной показатель, который влияет на цену товара. Гораздо важнее, по какой цене магазины закупают товар у производителя.
Татьяна Лобова: «Надо понимать, что нынешние ограничения распространяются на очень небольшую группу товаров. Это самый простой хлеб, простые крупы, мясо с костями, овощи из «борщевого набора». Наценка на эти товары и так невелика. Большая наценка бывает только на дорогие товары – колбасы, мясные полуфабрикаты, фрукты, дорогой алкоголь».
«Наценка на социально значимые товары иногда даже отрицательна, – добавляет Вадим Новиков. – Для ритейлера это не проблема – придя за этой покупкой, покупатель чаще всего возьмет и товар с положительной наценкой».
«Цена товара зависит не столько от наценки сетей, сколько от отпускной цены, по которой товар продавцу отпустил производитель, – продолжает Татьяна Лобова. – А производитель всегда стремиться продать свой товар подороже – например, разделать курицу на полуфабрикаты или красиво упаковать крупу или выпечку.
Кроме того, у продавца и производителя есть способ договориться о выплатах, которые увеличивали бы прибыль продавца, но при этом не учитывались как торговая наценка. Например, производитель может выплачивать торговой сети различные бонусы; это тоже увеличивает цену товара, но за счет расходов производителя, а не наценки, которую устанавливает ритейл».
По мнению Татьяны Лобовой, для того, чтобы реально обеспечить наличие социальных товаров в магазинах, нужно обязать сети иметь определенный процент такого товара в ассортименте, но сделать это может только специальный федеральный закон. Примеры ограничения предельной торговой наценки в российском законодательстве есть – она составляет 20% для некоторых лекарств, но это никак не влияет на цену, по которым лекарства аптекам отпускают производители.
Федеральная антимонопольная служба России рекомендовала крупным торговым сетям ограничить торговые расценки еще в 2021 году. В декабре АО «Тандер» (торговые сети «Магнит» и «Дикси») и Х5 Retail Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») объявили, что готовы ограничить наценки на ряд товаров десятью процентами. С 12 января 2021 года данное ограничение вступило в силу.