Повышение точности станет возможным после перехода мобильных операторов на отечественную технику, для которой примут необходимые технические требования, сообщил «Милосердию.ru» депутат Государственной думы, разработчик законов о мерах для облегчения поисков пропавших Олег Леонов.
Сейчас при определении координат пропавшего в лесу человека с включенным телефоном разброс может составлять до 10 километров. Чтобы решить проблему, должна использоваться технология Timing Advance, позволяющая определять расстояние от сотовой вышки до абонента с точностью 500 метров. Для этого там должны быть установлены специальные платы, и оператор должен купить лицензию на каждую базовую станцию.
«После начала СВО зарубежные производители закрыли продажу лицензий для наших сотовых операторов, и ставить импортные платы мы не можем. Зато теперь появились отечественные поставщики оборудования, которые научились делать базовые станции, в том числе с поддержкой такой технологии, – рассказал Олег Леонов.
– Операторы время от времени обновляют свои базовые станции. И мы договорились с Минцифры, что применение Timing Advance станет обязательным для всего нового оборудования для сетей 2G. То есть когда операторы будут закупать новые, уже отечественные базовые станции, для расширения покрытия или замены существующих импортных станций, там уже будет необходимый нам функционал, и на этих станциях можно будет определять местоположение человека с точностью 500 метров.
Со своей стороны, поставщики разработают удобный интерфейс, который будет показывать местоположение абонента. Операторы знают об этих планах и готовы к совместной работе. Для этого не нужно принимать новые законы – достаточно обновления требований Минцифры к производителям базовых станций и к операторам.
Замена базовых станций на отечественные, позволяющие точно определять, где находится человек, начнется примерно в 2025 году. Ожидаем, что в течение трех лет после этого необходимой технологией будут охвачены все основные территории, где ведутся поиски.
До того как необходимое оборудование внедрят, повысить точность определения координат по сигналу мобильного телефона не получится.
Важно помнить, что в любом случае у заблудившегося человека с мобильным телефоном шансы выжить в десятки раз выше, чем без него», – подчеркивает эксперт.
Он напомнил, что еще два года назад местоположение пропавшего со включенным телефоном нельзя было определить быстро и точно. В лучшем случае разрешения можно было добиться за три недели, в обычном – за месяц. Потом были приняты законы, позволившие быстро получать геоданные сначала пропавших детей, а потом и других пропавших. Полиция и другие ведомства, ведущие поиски, могут не ждать решения суда, а сами запросить данные и получить их в течение суток и уведомить суд об этом уже по факту.
«А на практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что полицейские не знают о возможностях нового закона или не могут их использовать, потому что, например, в выходные начальника, который может подписать запрос, нет на месте, а кроме него никто этого сделать не может», – отметил Олег Леонов.
Он подчеркнул, что это касается далеко не всех полицейских – в полиции есть множество добросовестных людей, которые очень ответственно относятся к своим обязанностям, болеют за дело, стараются помочь. Но вряд ли можно принять какой-то специальный закон, который полностью исключит человеческий фактор, случаи равнодушного отношения к поискам попавших в беду, уверен депутат.
По закону геоданные могут получать только ведомства, ведущие оперативно-розыскную деятельность. Но будет гораздо легче, если родственники заранее установят на телефон пожилого человека, ребенка или инвалида одну из специальных программ, позволяющих определять, где он находится.
Таких программ сейчас много, напоминает Олег Леонов. Наиболее корректно работающими он назвал сервисы мобильных операторов: «Мой поиск» (МТС); «Радар» (Мегафон); «билайн.Локатор»; «Геопоиск» от Tele2.