30 июня 2023 года был подписан приказ Минюста России № 163 «Об утверждении типовых уставов некоммерческих организаций». Документом утверждены типовые уставы для разных видов НКО (но не для всех). В комментарии к приказу объясняется, что «наличие типовых уставов снизит административную нагрузку на некоммерческие организации, а также сократит перечень сведений, которые должны содержаться в их уставах».
Руководитель юридического департамента группы компаний Philin Philgood Злата Лебедева рассказала «Милосердию.ru», кого коснутся нововведения, почему типовые уставы не панацея и каким НКО они все-таки могут быть полезны.
Почему утвердили типовые уставы?
1 марта 2023 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Поправки скорректировали требования к учредительным документам НКО в целом и к уставам НКО в частности. Раньше у отдельных форм НКО (ассоциаций и союзов) было два учредительных документа – устав и учредительный договор. В таком договоре определяли права, обязанности и ответственность членов организации.
Теперь единственным учредительным документом НКО является только ее устав и к нему предъявляется меньше требований. Например, НКО больше не нужно указывать в уставе:
- список филиалов и представительств организации (потому что эти сведения есть в ЕГРЮЛ),
- источники формирования имущества,
- порядок внесения изменений в учредительные документы,
- для общественных организаций – порядок реорганизации и ликвидации НКО.
Вместе с тем все виды НКО должны включать в устав следующие пункты:
- название и организационно-правовую форму,
- местонахождение,
- предмет и цели деятельности,
- порядок вступления или принятия членов (участников) в состав НКО и выхода из нее,
- порядок распределения имущества, оставшегося после ликвидации НКО,
- сведения об органах управления:
- их состав,
- порядок формирования,
- компетенции,
- срок полномочий,
- порядок принятия ими решений.
Кроме того, в поправках указано, что НКО могут работать на основании типовых уставов, формы которых утверждаются соответствующим органом. Для большинства некоммерческих организаций таким органом служит Министерство юстиции Российской Федерации. В июле Минюст России утвердил эти типовые уставы в соответствии с законом – их можно использовать с 11 июля этого года.
Как до этого НКО писали уставы?
Раньше некоммерческие организации составляли уставы сами – собирали документ, основываясь на положениях из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и специальных законов (например, Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» или Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Кто-то прибегал к помощи юристов либо находил устав уже зарегистрированных НКО и брал какие-то положения оттуда. Если открыть уставы разных некоммерческих организаций, то это будут совершенно разные документы, причем не только по содержанию, но и по оформлению, и по структуре.
Для каких НКО разработаны типовые уставы?
Типовые уставы введены для некоторых видов некоммерческих организаций со специальным порядком государственной регистрации (их государственная регистрация осуществляется Минюстом России, а не Федеральной налоговой службой):
- местные и региональные общественные организации,
- местные и региональные общественные движения,
- ассоциации (союзы),
- общины коренных малочисленных народов,
- общественно полезные фонды,
- частные учреждения,
- автономные некоммерческие организации.
Почему типовые уставы не идеальный вариант?
У некоторых ОПФ коммерческих организаций тоже есть типовые уставы – например, для обществ с ограниченной ответственностью утверждены 36 форм типовых уставов. По сути, это набор правил, которые предусматривают все возможные типовые корпоративные структуры ООО. А в ЕГРЮЛ отмечается, что такое-то ООО действует на основании типового устава № 5, например.
С НКО все сложнее – их типовые уставы необходимо дорабатывать под каждую организацию и вносить в них сведения, касающиеся конкретных НКО. Положения, которые нужно индивидуализировать в типовых уставах под каждую некоммерческую организацию:
- наименования (полное, сокращенное, на языке народов Российской Федерации или на иностранном языке),
- местонахождение,
- предмет, цели и виды деятельности, а также виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности,
- срок полномочий и частота заседаний органов, кворум и порядок их созыва,
- территориальная сфера деятельности (для местной /региональной общественной организации, местного/регионального общественного движения),
- сроки внесения вступительных и обязательных взносов для новых членов общины, права и обязанности членов их семей, порядок и характер участия членов общины и членов их семей в хозяйственной деятельности общины, а также ответственность членов общины и порядок возмещения ими убытков общины (для общины коренных малочисленных народов),
- учредитель и порядок регулярных поступлений от него (для частного учреждения).
Другой важный момент — в типовых уставах не учитывается, что три формы некоммерческих организаций (общественные организации (в том числе местные и региональные), общественно полезные фонды и частные учреждения) могут быть благотворительными, а значит, подчиняться положению Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Нужно понимать — все общественные организации, частные учреждения и общественно полезные фонды — некоммерческие организации, но не все из них — благотворительные. А типовым уставом пользуются как благотворительные, так и не благотворительные НКО, поэтому в типовых уставах не может быть частных пунктов, касающихся только благотворительных некоммерческих организаций.
Так, типовые уставы не учитывают следующие особенности благотворительных НКО:
- Компетенции высшего органа управления. К примеру, согласно Федеральному закону от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», утверждение благотворительных программ относится к полномочиям высшего органа управления. Это обязательно нужно указать в уставе, но в типовых уставах об этом ничего не говорится.
- Благотворительная деятельность. У большинства новых благотворительных НКО возникает вопрос — как прописать тот или иной вид деятельности организации, чтобы он подходил под сферу деятельности конкретной организационно-правовой формы НКО. Если вид деятельности будет расходиться с ОПФ некоммерческой организации — такую НКО просто не зарегистрируют.
- Ограничения в деятельности. Например, в части расходования пожертвований — не менее 80 процентов пожертвований, полученных за год, должно уйти на реализацию благотворительной программы, и не более 20 процентов — на административные расходы.
Таким образом, если благотворительная НКО будет опираться только на типовой устав, то скорее всего не получит регистрацию в Минюсте России.
Теперь всем НКО нужно заполнять типовые уставы?
Использование типового устава — не обязанность, а право, поэтому менять уже зарегистрированные уставы не нужно. Выбор, использовать типовой устав или разрабатывать документ по своему усмотрению, всегда остается за учредителем создаваемой НКО или органами управления уже действующей организации.
Кому может быть полезен типовой устав?
Типовой устав может помочь начинающей НКО, учредители которой пришли, например, из бизнеса и еще ничего не знают про благотворительность: при составлении устава они могут убедиться, что не забыли какие-либо пункты из типового устава. В то же время лучше предусмотреть в уставе все, что можно: во-первых, чтобы точно получить регистрацию в Минюсте России, а во-вторых, чтобы расширить собственные возможности — если вы указали в уставе дополнительные виды деятельности НКО (согласно ОПФ), еще не значит, что вы обязаны их осуществлять, но если вы решитесь заниматься этими дополнительными видами деятельности, вам не придется менять устав.
Резюме
В связи с тем, что деятельность НКО регулируется не одним нормативным актом, рекомендую включать в устав положения, которые подробно описывают порядок осуществления деятельности НКО и учитывают требования всего законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций.
Это поможет и при смене состава органов управления НКО — все необходимые положения в части корпоративной структуры НКО и порядка ее деятельности будут в одном документе. При этом нет необходимости и утяжелять устав — например, можно вынести подробное описание порядка проведения заседаний и деятельности органов НКО (когда заседают, как оформляется протокол и куда его отправлять, есть ли на заседаниях секретарь и т.д.) в отдельные документы для внутреннего пользования.
Можно брать типовой устав за основу и индивидуализировать его под конкретную НКО, но как самостоятельный и полный документ его лучше не использовать.