Ответы на ряд наиболее актуальных вопросов о вакцинации и связанных с ней этических и иных проблемах были сформулированы на круглом столе, состоявшемся в Сретенской духовной семинарии в Москве. В нем приняли участие архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, ученые, врачи, общественные деятели и православные активисты.
В частности, предметом обсуждения стал вопрос о допустимости использования вакцин, при разработке или изготовлении которых применялись клеточные линии, полученные от абортированных детей. Итоговый документ, принятый участниками встречи, опубликовал официальный сайт Московского Патриархата.
Так, были отмечены усилия ученых и врачей, предпринимающих усилия для защиты людей от болезней путем разработки и применения вакцин. Сам по себе отказ от прививок не может быть обоснован православным вероучением, говорится в резолюции.
Распространение ложных учений, отождествляющих вакцинацию с «принятием печати антихриста», и конспирологических утверждений о якобы тайном чипировании через прививки в ней названо «недопустимым и греховным».
При этом вакцинация должна быть добровольной – взрослые граждане, и родители детей должны принимать решение о ней на основе личных убеждений, знаний, жизненного опыта, а также с учетом информации, полученной от медицинских работников, научного сообщества и разработчиков вакцин, подчеркнули участники круглого стола. Они призвали власти и медиков воздержаться от манипуляций и принуждения к прививкам, и уважать свободу выбора людей.
В резолюции подчеркивается важность широкого экспертного и общественного обсуждения возможных негативных последствий вакцинации, надлежащей проверки используемых препаратов на предмет побочных эффектов, в том числе отложенных, а также полноценного и доступного информирования о возможных рисках, достаточной медицинской помощи и социальной поддержки людей с поствакцинальными осложнениями.
Участники встречи напомнили о недопустимости использования тел абортированных детей в медицинских целях. Между тем, полученные когда-то из убитых детей клеточные культуры (клетки, которые размножаются и выращиваются в искусственной среде) применяются в том числе при производстве многих вакцин от ковида.
При этом, по словам ученых, хотя такие клетки и не содержатся в составе самих вакцин, но широко используются также при тестировании на стадии разработки и других вакцин, и множества иных медицинских препаратов.
«Участники круглого стола, констатировав эту ситуацию, полагают необходимым, чтобы фармацевтические компании изыскивали возможность применения технологий, исключающих использование упомянутых клеточных культур, – говорится в резолюции.
– С учетом изложенного участники круглого стола считают, что в настоящее время, в случае отсутствия доступной альтернативы, имея в виду угрозу для здоровья и жизни людей от коронавирусной инфекции COVID-19, православный человек, использующий вакцину от этой болезни, созданную или тестированную с применением эмбриональной человеческой клеточной культуры, не сопричастен греху аборта, в результате которого была создана эта клеточная культура.
При возможности выбора между подобной вакциной и вакциной, разработанной без использования эмбриональных человеческих клеточных культур, участники круглого стола высказываются в пользу применения последних вакцин, как этически более приемлемых.
Участники круглого стола призывают к уважительному отношению к позиции как тех людей, которые считают возможным применение для себя или своих детей вакцин, изготовленных с использованием эмбриональной человеческой клеточной культуры, так и тех, кто отказывается от такового применения».
При этом авторы резолюции считают необходимым «продолжение дискуссии о моральных аспектах широкого использования в медицине клеточных культур, выращенных из эмбриональных человеческих клеток».
«…Следует понимать, что это не вопрос только лишь вакцин от ковида или вообще вакцин, но большинства препаратов, которые находятся в любой аптеке», – отметил после встречи член Межсоборного присутствия Русской православной церкви иерей Георгий Максимов.
«Тема действительно совсем не закрыта и не исчерпана, учитывая, что она вовсе не ограничивается одной или несколькими вакцинами», – прокомментировал результат дискуссии о продуктах, созданных с использованием абортивных эмбриональных клеток заместитель управляющего делами Московской Патриархии, епископ Зеленоградский Савва (Тутунов).
С полным текстом итогового документа круглого стола «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения» можно ознакомиться по ссылке.