3 апреля 2019 года на Украине, в Киево-Печерской лавре прошло заседание Священного Синода Украинской православной церкви. Помимо прочих решений там были оглашены шесть новых имен украинских новомучеников и исповедников, прославленных в лике святых. Среди них – священномученик Александр Глаголев, погибший в 1937 году от пыток в Лукьяновской тюрьме НКВД, где он находился по обвинению в антисоветской деятельности.
Отец Александр родился в 1872 году в семье священника. Был очень образованным, знал 12 иностранных языков. Имел степень магистра богословия, был членом Комиссии по научному изданию славянской Библии, принимал участие в издании Православной Богословской энциклопедии, а также сотрудничал в различных церковных журналах. Его пастырская деятельность в основном была связана с киевским приходом храма Николы Доброго – здесь он служил более 30 лет, начиная с 1903 года. Все, кто знал отца Александра, говорили, что он был под стать названию храма, в котором служил – фантастически добрый, внимательный, чуткий священник.
В 1905 году иерей Александр Глаголев вместе с прихожанами своей церкви и соседнего прихода Борисо-Глебского храма смог остановить толпу погромщиков, которые устроили бунт на Подоле. Увидев крестный ход верующих с хоругвями, бунтовщики предпочли разойтись.
Отец Александр известен также как участник громкого судебного дела Бейлиса. В сентябре 1913 года он был приглашен в качестве эксперта. Суть дела заключалась в том, что в Киеве в глиняных карьерах было обнаружено тело мальчика. В убийстве мальчика в ритуальных целях заподозрили приказчика кирпичного завода Менахема Бейлиса. Дело длилось более двух лет и получило широчайшую огласку.
На суде выдающийся психолог И.А.Сикорский доказывал, что по характеру ран следует, что убийство совершено опытными в этом деле адептами с целью извлечения крови. В свою очередь о. Александр Глаголев, основываясь на данных Священного писания – Торы – и текстах Талмуда, авторитетно доказал, что евреям категорически запрещено употреблять любую кровь и, тем более, кровь человека. Бейлису был вынесен оправдательный вердикт. В этом деле о. Александр проявил не только свою безупречную эрудицию, но и большое мужество, поскольку ему пришлось претерпеть большое давление и в какой-то мере травлю со стороны определенных кругов.
В годы советской власти священник Александр Глаголев продолжал свое служение. Первый раз его арестовали в 1931 году. Храм, в котором он служил, был закрыт, а затем – разрушен. В Лукьяновской тюрьме Киевского НКВД его продержали без суда и следствия около полугода, затем отпустили. Второй арест последовал в 1937 году, и домой священник уже не вернулся. Его сокамерник, отец Кондрат Кравченко, чудом выживший в сталинских лагерях, позднее свидетельствовал о нечеловеческих пытках, которым подвергался отец Александр. 18 раз его вызывали на ночные допросы, где заставляли долго стоять в неудобной позе с высоко запрокинутой головой.
Как следует из уголовного дела, иерей Александр Глаголев никого не оговорил и не давал никаких показаний, во время допросов молился. Он умер в тюрьме и был похоронен в общей могиле недалеко от места своего заключения. Информацию о том, что священник погиб, его семья получила лишь несколько лет спустя. В 60-х годах во время хрущевской «оттепели» священномученик был реабилитирован.