В обновленный перечень заболеваний, препятствующих нахождению под стражей, должны войти 143 болезни, это на 57 больше, чем в нынешнем списке. Об этом в своем телеграмм-канале написала член СПЧ Ева Меркачева. Проект документа разработал Минюст. Речь идет о внесении правок в Постановление Правительства «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений». По словам Меркачевой, необходимость в пересмотре документа назрела давно.
«Сейчас в СИЗО сидят люди с тяжелый онкологией, слепые, глухие, безногие и безрукие. Условий для их содержания нет. Понятно, что инвалидность и болезнь – не повод преступать закон. Но до приговора все невиновные», – написала Меркачева.
Правозащитница назвала поправки долгожданными и «революционными», отметив, что перечень дополнят и новыми положениями.
«Дело в том, что бывает: у арестанта сразу несколько тяжелых недугов, ни один из которых не входит в перечень, но в совокупности они его убивают, и он уже не может ни двигаться, ни обслуживать себя. Минюст предлагает обозначить это как «состояние, требующее паллиативной помощи», – добавила Меркачева.
Врач, член комиссии по медицинскому сопровождению при Общественной наблюдательной комиссии Москвы – Мария Ботова, назвала новый перечень очень конкретным. Ботова уверена, что подробное описание диагнозов и подхода к лечению позволит избежать субъективности и произвола в трактовке норм Постановления, однако, по ее словам, перечень нужно дополнить.
«Мы прописали конкретные диагнозы с указанием международного кода по МКБ-10. Указали стадию и степень той или иной болезни. Сейчас сам факт наличия указанного в перечне заболевания препятствует нахождению человека под стражей. Это замечательно, но список нужно дополнить. Сейчас там нет, например, психических заболеваний. То есть человек будет находиться в СИЗО, а не в психиатрической больнице. Это неправильно. Я свое мнение высказала на обсуждении, надеюсь, меня услышат», – рассказала Мария Ботова «Милосердию».
«Очень хотелось бы надеяться, что перечень заболеваний, с которыми нельзя содержать под стражей, будет расширен», – заявил «Милосердию.ru» врач-психиатр и нарколог Николай Каклюгин, человек с рядом хронических заболеваний, проведший несколько лет в тюрьме по обвинению, которое называет результатом провокации. По словам Каклюгина, нужно не только расширить и конкретизировать список, но и внимательнее следить за исполнением уже действующих норм в отношении больных.
Во время пребывания в СИЗО, в тюремной больнице и исправительной колонии Каклюгин не раз становился свидетелем того, как игнорируются и те требования по освобождению тяжелобольных, что уже действуют. Так, вместе с ним находились люди с раковыми опухолями на поздних стадиях, не получавшие освобождения по болезни. В других случаях освобождение тяжелобольных затягивалось, и их выпускали уже в предсмертном состоянии. Позже врачи из тюремной больницы, где находился Николай Каклюгин, сами были осуждены по делу о многочисленных злоупотреблениях.
«Хорошо было бы ужесточить контроль за проведением актировки заключенных и вообще за состоянием диагностики у них болезней. Ряд обследований для них просто не делается, если у человека нет для этого собственных ресурсов. Комиссии для обследования на освобождение можно ждать полгода или год, за это время больной может умереть. Бывает сложно получить лекарства», – отметил врач.
Проект поправок дорабатывают, правозащитники надеются, что их пожелания и дополнения будут учтены.