В связи с историей отобрания десяти приемных детей из московской семьи вновь привлекла внимание специалистов и общественности практика оформления изъятия детей как обнаруженных в качестве «безнадзорных».
«При изъятии детей полиция составила акт о безнадзорности. Хотя о какой безнадзорности говорить — одних забрали из садика, других — из кружка, где они были со взрослыми. Это нарушение. Мы еще будем разговаривать с полицией по этому поводу»,— рассказала «Коммерсанту» руководитель центра «Иван Чай», помогающего многодетным семьям, Элина Жгутова.
«Это стандартная история — такое происходит не только в Москве, но и во всей стране, пояснила порталу Милосердие.ru директор БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. – К сожалению, в Семейном кодексе РФ очень неконкретно прописана 77 статья, по которой проходит отобрание. В соответствии с ней, опека, отобрав ребенка, обязана подать в семидневный срок на лишение или ограничение прав родителей. И в этой ситуации обратного пути для ребенка уже нет.
Поскольку эта статья сложна в применении, устроена неумно и некорректно, то госорганы обходят ее, нарушая закон. Де-факто они отбирают детей, а де-юре оформляют это путем добровольно-принудительного подписания семьей заявления о помещении ребенка в учреждение, либо актом полиции о безнадзорности.
Конечно, так трактовать этот закон нельзя. Никакой безнадзорности ребенка в семье нет. Но поскольку сама статья об отобрании довольно антисемейная, и при этом забюрократизированная, то это может делаться госорганами и в своих интересах, чтобы лишних бумажек не заполнять – и в интересах самой семьи, чтобы не подавать сразу документы в суд на ограничение или лишение родительских прав.
Поэтому, с одной стороны, это безусловно незаконная практика. А с другой — пока у нас так глупо устроен Семейный кодекс, это будет продолжаться. Будем надеяться, что ситуацию удастся изменить. И мы, и другие организации говорим об этом и работаем над этим много лет. Может быть, сейчас удастся заставить госорганы к нам прислушаться и изменить этот порядок, внеся необходимые изменения в закон».
Ранее случаи изъятия детей у родителей, как «безнадзорных», неоднократно привлекали общественное внимание. Так, о составлении фальшивого акта об обнаружении безнадзорного ребенка при изъятии дочери у гражданки Узбекистана Нилуфар Мамасаидовой заявил в начале января 2017 года ее адвокат Бахром Исмаилов. В декабре 2015 года под таким же предлогом был задержан и помещен в инфекционную больницу 14-летний подросток из семьи таджикских мигрантов, шедший по улице с матерью и имевший при себе паспорт.
В октябре 2015 года в Петербурге в качестве «безнадзорного» был отобран у матери пятимесячный Умарали Назаров. В ту же ночь мальчик скончался в больнице.
«Ни в одном ответе нет оценки действий представителей полиции и УФМС, которые, установив личности задержанных, не отдали им ребенка. Они его признали подкинутым и отправили в реабилитационный центр. Это очень большой вопрос, он остается открытым», – заявила позднее, комментируя произошедшую трагедию, сенатор Елена Мизулина.
Мальчик, изъятый из-за отсутствия свидетельства о рождении, возвращен в семью
Мальчик, изъятый из-за отсутствия свидетельства о рождении, возвращен в семью
Светлана Ганнушкина: погибшего ребенка изъяли у матери неправомерно