Письмо за подписью председателя Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерия Фадеева 6 июля направлено в Совет Федерации. Об этом сообщила председатель постоянной комиссии по развитию некоммерческих организаций (НКО) в структуре СПЧ Светлана Маковецкая.
«В письме изложена наша позиция и поправки Совета к тексту закона, с предложением учесть замечания и вернуть законопроект на доработку», – рассказала Маковецкая.
1. Необоснованное расширение состава лиц, которые могут быть признаны иностранными агентами путем включения их в Реестр лиц, выполняющих функции иностранного агента. Из текста законопроекта следует, что быть отнесенным к иностранным агентам можно будет, не имея иностранного финансирования или иных видов помощи, а, например, в результате «воздействия» иностранного источника. При этом законопроект не ограничивает способы воздействия из иностранного источника, фактически допуская в качестве такового любой способ воздействия, который административный орган по своему усмотрению сочтет достаточным.
2. Отсутствие требований к установлению причинно-следственной связи между потенциально опасными для РФ элементами деятельности организаций и просто деятельностью организаций как таковой. Не содержит также требований о порядке подтверждения социальной опасности действий лиц, находящихся под «иностранным влиянием».
3. Установление закрытого (исчерпывающего) перечня конкретных проверяемых характеристик форм иностранного влияния и форм деятельности, ведущей к включению в Реестр.
4. Исключение коммерческих организаций из числа потенциальных получателей статуса «иностранного агента».
5. Конкретизация условий ведения политической деятельности в сферах, осуществление деятельности в которых является исключением для признания такой деятельности политической (в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства, отцовства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность). Отсутствие таких условий к неверному толкованию этих положений и их субъективному правоприменению.
6. Необоснованное расширение полномочий уполномоченного органа, ответственного за ведение Реестра лиц, выполняющих функции иностранных агентов, путем предоставления возможности осуществления контрольных функций в отношении коммерческих юридических и физических лиц.
7. Необоснованное ограничение прав лиц, выполняющих функции иностранного агента. Например, запрет на участие в закупках для государственных нужд, ведения просветительской, преподавательской деятельности, запрет на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и упрощенной бухгалтерской отчетности, а также упрощенной системы налогообложения.
8. Необоснованное отнесение к числу аффилированных по отношению к лицам, выполняющим функции иностранного агента, работников этих организаций и лиц, получающих имущественную поддержку от физического лица – иностранного агента, к которым, как правило, относятся родственники этих лиц.
9. Дополнение перечня лиц, которые не могут признаваться иностранными агентами, профсоюзными организациями и благотворительными организациями.
10. Установление запрета на распространение действия нового закона на прошлое время (запрет обратной силы закона).
Из внесенных СПЧ замечаний при подготовке законопроекта ко второму чтению были приняты лишь некоторые. В частности, из состава организаций, которые могут быть признаны иностранными агентами, исключили объединения работодателей и торгово-промышленные палаты. Также список видов деятельности, которые не могут быть отнесены к политической, увеличился за счет организаций, которые занимаются защитой человеческой жизни, семьи и традиционных семейных ценностей. А санкции против лиц, аффилированных с организациями, находящимися под иностранным влиянием, будут регулироваться законом, который примут отдельно.
Несмотря на высказанные СПЧ замечания, закон фактически ужесточил ситуацию в отношении лиц, которые, по мнению уполномоченного органа, находятся под иностранным влиянием, отмечают авторы письма. Конкретных критериев по признанию лиц выполняющими функции иностранного агента в тексте законопроекта нет, что дает возможность признавать иноагентами кого угодно.
Госдума 29 июня приняла в окончательном чтении законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», обобщающий нормы законодательства об иноагентах. О том, с какими проблемами придется столкнуться благотворительному сектору после принятия этого закона, «Милосердию.ru» рассказала Светлана Маковецкая.