После проверок в ГБУ «Самарский пансионат для детей-инвалидов» были возбуждены уголовные дела по статьям, предусматривающим ответственность за истязание, жестокое обращение с детьми и их ненадлежащее воспитание, и халатность. О тяжелом положении подопечных учреждения после длительного карантина сообщили сами областные чиновники, они не стали покрывать своих подчиненных, а позже появились и свидетельства жестокого обращения с больными детьми, отмечает активист профильной НКО.
«Прокуратура обратила внимание на раны у детей, по которым можно сделать вывод, что их били, и на питание детей», – рассказала Милосердию.ru свидетель по делу о злоупотреблениях в пансионате, руководитель самарского фонда «ЕВИТА» Ольга Шелест.
«В рамках проверочных мероприятий в ходе выезда в пансионат были зафиксированы нарушения законодательства о несовершеннолетних, выразившиеся в жестоком обращении с детьми. В ходе проверки, не дожидаясь ее окончания и выводов, директор подала заявление, в связи с чем была уволена», – заявили в областной прокуратуре.
При этом, как сообщается, пансионат получал достаточное финансирование из областного бюджета, и помощь от негосударственных организаций.
Как рассказали ранее в БФ «ЕВИТА», проверяющие увидели, что многие дети одеты в рваную одежду. «В каких-то комнатах – безумно душно, в других – очень холодно и дети сидят/лежат с ледяными ручками и ножками. Спросили про шерстяные носки – сказали нет. Абсолютно все дети лежат или сидят в неправильных позах, которые наносят огромный вред итак больному организму, у многих пролежни, старые или только образующиеся, плохо промытые глаза и чищенные зубы (у большинства вообще камни на зубах), а самое страшное – что все подстрижены одинаково и не поймешь – кто мальчик? Кто девочка?», – подчеркнули в фонде. По словам его представителей, проверяющие отметили также низкое качество питания в пансионате.
О нарушениях в пансионате стало известно в апреле 2021 года, когда были немного ослаблены карантинные меры. С февраля 2020 года доступ в учреждение был закрыт всем, включая его непосредственное руководство и контролирующие органы, говорит Ольга Шелест.
«Принципиальный момент, что все недостатки изначально выявили именно сотрудники областного Минсоца, которые и обратились в прокуратуру. Очень важно, что они не стали ничего скрывать, сами инициировали эту проверку. На протяжении двух недель в апреле туда выходили разные контролирующие органы. В одной из таких проверок попросили принять участие и меня как руководителя фонда, специализирующегося на помощи детям с тяжелыми нарушениями», – рассказала она Милосердию.ru.
По словам активиста, недавно она получила анонимное письмо с фотографиями из пансионата, которые не могут быть опубликованы, но свидетельствуют о недопустимом обращении с детьми-инвалидами.
«Например, ребенок привязан веревкой за шею к кровати, чтобы он вообще не двигался. Так делать нельзя, для фиксации есть определенные требования – чтобы веревки не натирали, чтобы у детей не оставались шрамы. Я ездила в полицию давать показания, письмо приобщат к материалам уголовного дела», – рассказала Ольга Шелест. «За год изоляции некоторые сотрудники почувствовали свою безнаказанность, и, по моему мнению, издевались над детьми», – подчеркнула она.
После проверок, ухода директора и начала расследования ситуация в пансионате улучшилась, отмечает руководитель фонда. Так, в учреждение начали снова пускать волонтеров, подготовленных благотворительными организациями, и увеличили количество сотрудников, находящихся с детьми в течение дня. «Два раза в день несколько волонтеров приходят, гуляют с детьми на улице. Конечно, для 230 детей это капля в море. Передали, что в паллиативном отделении теперь на 15 детей не одна, а две няни. Пустили в пансионат и няню от нашего фонда», – пояснила Ольга Шелест