Рост доходов и благосостояния по итогам использования инструмента социального контракта наблюдается в основном у россиян, заключивших его на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности, в то время как у получателей помощи с целью преодоления трудной жизненной ситуации положительная динамика отсутствует. К таким выводам пришли специалисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) в мониторинге материального благополучия участников этой программы, пишет РБК.
В 2021 году было заключено 282 000 социальных контрактов, которые охватили 981 200 человек, говорится в мониторинге. Средний размер выплаты составил 22 100 руб. (в два раза больше результата предыдущего года). Наиболее востребованными их направлениями стали:
- помощь в поиске работы (на такие контракты пришлось около 40% всех заключенных договоров);
- помощь в сложной жизненной ситуации (27%);
- поддержка в ведении индивидуальной предпринимательской деятельности (24%);
- наименее популярным видом социального контракта стал направленный на помощь в ведении личного подсобного хозяйства (9%).
Социальный контракт представляет собой соглашение, которое заключается органами соцзащиты с гражданами и семьями, доход которых ниже регионального прожиточного минимума. По действующим правилам среднедушевой доход семьи рассчитывается на основе доходов всех ее членов за три последних месяца.
Социальный контракт можно заключить по четырем направлениям: поиск работы, открытие своего дела, развитие личного подсобного хозяйства и помощь в сложной жизненной ситуации. В его рамках государство обязуется оказать помощь, в том числе предоставить социальные услуги, осуществить денежные выплаты, приобрести необходимые товары, а получатели помощи берут на себя определенные обязательства — например, пройти переобучение, трудоустроиться, развивать собственное дело.
Наибольшую денежную выплату (до 350 000 руб.) можно получить на открытие бизнеса, до 200 000 руб. государство выделяет на развитие личного подсобного хозяйства, в трудной жизненной ситуации предлагается индивидуальный размер единовременной или ежемесячной поддержки.
С 2023 года планируется перевести социальный контракт на принципы социального казначейства: это освободит граждан от необходимости сбора справок.
Социальные контракты охватили 5,5% малоимущих россиян, однако не всем они помогли улучшить финансовое положение, следует из доклада. Только у 22,5% участников программы доход по итогам действия соцконтракта увеличился настолько, что они вышли из-за черты бедности: он превысил величину регионального прожиточного минимума. Еще у 30% заключивших контракт доход хотя и увеличился, но в пределах прожиточного минимума. И наконец, у 47,5% малоимущих доходы по окончании соцконтракта не изменились. Таким образом, почти 80% участников не сумели преодолеть порог бедности.
Отмечен и ряд нарушений. Например, в категории тяжелой жизненной ситуации часто выявлялись граждане, получающие нелегальный доход. Также наблюдаются случаи, когда россияне оформляют социальный контракт на бизнес-цели, а не на преодоление тяжелой жизненной ситуации из-за разницы в объеме предоставляемых средств, но фактически не ведут предпринимательскую деятельность. Это обстоятельство усугубляется отсутствием контроля за ходом исполнения социального контракта со стороны уполномоченных работников, отмечают в ОНФ.