Предложенные правительством поправки в закон «Об обязательном медицинском страховании» привлекли внимание и у многих вызвали тревогу: исключается пункт, где говорится, что врачи не вправе отказывать в медпомощи имеющим медицинскую страховку.
Означает ли это что в случае принятия закона, уже прошедшего первое чтение, поликлиники и больницы получат новые возможности для отказа больным в лечении? Мы публикуем подробные разъяснения адвоката, учредителя юридической компании «Факультет медицинского права» Полины Габай.
«Сейчас широко обсуждается проект изменений ст. 15 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326), – говорит эксперт. – Напомню, номер законопроекта 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в части финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями)» – его можно найти на сайте Госдумы РФ.
Итак, в чем же дискуссия?
Действующая редакция статьи, а точнее ч. 5 закрепляет, что «медорганизация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медпомощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования».
Проект предлагает сохранить лишь первую часть предложения и исключить вторую. Новая редакция ч. 5 ст. 15 в тексте проекта звучит так: «Медицинская организация, включенная в реестр медицинских организаций, осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС».
«Горячее» обсуждение сводится к тому, означает ли данное изменение закона потенциальную возможность медорганизации отказать пациенту в оказании медицинской помощи?
С нашей позиции рассматриваемое изменение закона не дает серьезных и весомых предпосылок говорить о возможности безосновательного отказа пациентам в предоставлении медицинской помощи.
Однако в нем все же проглядывается возможность медорганизации отказать в оказании медпомощи пациентам по программам ОМС, а это уже ни что иное как фактическое снижение гарантий бесплатной медицины. Не в глобальном плане, конечно, но все же. Поясню.
Статьи 4 и 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), закрепляющие и раскрывающие такой базовый принцип охраны здоровья как недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, все еще стоят на страже защиты интересов пациента. Вместе с тем эти нормы и сейчас нельзя толковать как безусловную недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
И сегодня в отдельных случаях такой отказ может быть вполне правомерным. Например, он может быть обусловлен (А) объемами оказания медпомощи, то есть медорганизация не может оказать медицинскую помощь сверх запланированного объема, (Б) профильным направлением медучреждения, то есть она не может оказать медпомощь не по своему профилю и т.п.
Вместе с тем, подчеркну: для того чтобы принцип недопустимости отказа в оказании медпомощи действовал на практике, у медицинской организации должно быть как можно меньше возможностей для отказа, а самое главное они должны быть ясны и прозрачны как самой медицинской организации, так и пациенту.
Данному критерию проект изменений ч. 5 ст. 15 ФЗ № 326 не вполне отвечает!
Изменение ч. 5 ст. 15 ФЗ № 326 – это по сути про финансирование бесплатной медпомощи. Норма в редакции проекта все больше связывает оказание медпомощи с его финансированием.
Как указывается в пояснительной записке к проекту, он разработан в целях повышения эффективности реализации базовой программы ОМС и обеспечения доступности медицинской помощи.
С одной стороны, это правильно, так как врачи и клиники не могут и не должны нести ответственность за несовершенство планирования объемов медицинской помощи и ее финансирование, точнее недофинансирование. И действительно, клиника не может оказывать бесплатную медицинскую помощь за свой счет.
С другой стороны, опасно то, что все легальнее на практике становится ситуация «не заплатили – не окажем», ведь не написано же, что не имеем право отказать, наоборот написано «оказываем на основании договора на оказание и оплату …».
Логично, что отсюда следует – нет оплаты – нет медицинской помощи.
То есть финансовые риски и несовершенство планирования объемов медицинской помощи фактически предлагается компенсировать за счет рисков для жизни и здоровья пациента. К сожалению, точных оснований для допустимого отказа законопроект так и не предлагает, равно как и не решена сверхважная проблема оплаты помощи, оказанной сверх выделенных объемов».
«Сейчас мы обсуждаем законопроект. Он еще, конечно, не позволяет громко говорить об отказе от оказания бесплатной медпомощи в РФ или о каком бы то ни было существенном снижении уровня ее гарантий. Однако он вполне недвусмысленно намекает на то, что в скором времени бесплатная медицина окажется в России в виде небольшого ларька продуктов первой необходимости, а за нормальной едой добро пожаловать в коммерческий супермаркет за углом», – подчеркивает эксперт.