Российские банки направили за первые 9 месяцев 2015 года на благотворительные цели 25 миллиардов рублей. Это существенно больше, чем за те же месяцы 2014 года, когда сумма пожертвованных банками денег составляла 9,9 миллиардов. Рост благотворительных отчислений происходил в условиях падения доналоговой прибыли банковского сектора более, чем в 5 раз. В результате доля пожертвований составила 19,7% прибыли, сообщают «Известия».
Согласно данным, приведенным СМИ, 90% банковских пожертвований на благотворительность совершили банки с государственным участием – ВТБ, Банк Москвы, Сбербанк и Газпромбанк. В числе лидеров списка банков-благотворителей оказались также Альфа-банк, ВТБ24, Ханты-Мансийский банк «Открытие» и банк «ФК Открытие», входящие в одну группу, а также Промсвязьбанк. При этом лишь половина банковских учреждений, вошедших в топ рейтинга благотворительности, получила за отчетный период доналоговую прибыль, остальные потерпели убытки – от 56,9 миллиарда рублей у Газпромбанка до 2,3 миллиарда у Росбанка.
Среди направлений расходования средств – поддержка культурных проектов, спортивных организаций и мероприятий, помощь детским организациям, адресная медицинская помощь, и многое другое, например – посещение теннисного турнира сотнями детей-сирот, обеспеченное Банком Москвы. Часть банковских организаций отказалась сообщать СМИ детальные сведения о своих благотворительных расходах.
Эксперты по-разному оценили полученные изданием результаты. «Это социальная нагрузка на бизнес, основным акционером которого является государство, это общепринятая мировая модель. Считаю, что рост такой благотворительности логичен, ведь у этих банков за прошедший год сильно выросла прибыль, часть которой как раз и пускается на благотворительность», – заявил корреспондентам ведущий эксперт управляющей компании БКС Антон Шабанов. По его словам, тот, кто смог в тяжелые времена больше заработать, имеет право и больше тратить, но и больше оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Эксперт указал на ряд явлений в банковском секторе, принесших крупную прибыль многим крупным банкам.
«Такие расходы выглядят чрезмерными даже в спокойные времена, все-таки банки предназначены для того, чтобы получать прибыль, а не заниматься филантропией. Еще более удивителен рост расходов на благотворительность в условиях кризиса. А вот то, что не вызывает удивления, так это лидерство госбанков в рэнкинге как по расходам на благотворительность, так и по абсолютному росту этих расходов», — сообщил список начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
По мнению аналитика «Алор Брокер» Кирилла Яковенко, банки не стали больше тратить на благотворительность. Просто в условиях кризиса они стали тщательнее вести отчетность, указывая благотворительные расходы, которые ранее не учитывались в таком качестве.