Зеленоградский районный суд признал Михаила Деля, из семьи которого в январе 2017 года были изъяты 8 приемных детей, виновным в избиении одного из них. Рассмотрев дело по административной статье 6.1.1.КоАП РФ (побои или иные насильственные действия, не причинившие вреда здоровью, и совершенные без одного из отягчающих обстоятельств), суд приговорил мужчину к 90 часам обязательных работ. Об этом сообщает Зеленоград.ru.
По сведениям интернет-ресурса, заседание суда было закрытым. В пресс-службе Зеленоградского суда не комментируют подробности рассмотрения дела, текст постановления суда недоступен. Это может быть связано с тем, что дело касалось интересов несовершеннолетних. Ранее приемный отец неоднократно утверждал, что невиновен в избиении детей или плохом обращении с ними.
По словам интернет-активистов, критикующих предпринятые в отношении семьи Дель действия, отобранные у опекунов приемные дети 10 марта еще находились в приюте, а их анкеты время от времени удавалось обнаружить в базе данных детей, нуждающихся в семейном устройстве.
13 февраля стало известно, что супруги Дель отозвали поданный в тот же Зеленоградский районный суд иск о признании незаконным расторжения договоров об опеке восьмерых отобранных у них детей. Ранее ими был отозван иск о признании незаконности действий сотрудников полиции и органов опеки, отобравших детей из семьи.
Также стало известно, что против Михаила Деля возбуждено уголовное дело не только по ст. 116 УК РФ (побои), из которой недавно было исключено уголовное наказание за первый случай нанесение побоев подопечным — но и по ст. 156 (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
Ранее при проведенном в квартире Михаила и Светланы Дель обыске был изъят компьютер, флешки, документы на квартиру, а также ремни от детских штанов.
Уголовная ответственность за действия, причинившие боль, но не нанесшие вреда здоровью потерпевших (побои) летом 2016 года была заменена административной для лиц, совершивших такие действия в первый раз в течение года.
Однако, при этом такие же действия, совершенные в отношении близких родственников, или находящихся под опекой виновника лиц, были выделены и перенесены в ту же категорию, что и побои из хулиганских или экстремистских побуждений, которые могут быть наказаны лишением свободы на срок до двух лет.
Эти нововведения, получившие название «закон о шлепках», вызвали озабоченность и резкую критику со стороны ряда общественных организаций, начавших кампанию за их отмену. 7 февраля 2017 года соответствующий закон, разработанный их представителями и сенатором Еленой Мизулиной, был подписан президентом РФ Владимиром Путиным.
«Закон о шлепках»: что считается побоями, и как за них будут наказывать
Однако, по мнению ряда критиков, сама по себе отмена более строгого наказания за причинение физической боли родственникам или подопечным не помешает органам опеки рассматривать физические наказания родных или приемных детей как нарушение их прав, и вмешиваться в жизнь семей, где такие наказания практикуются, в том числе — изымать детей.
10 детей, воспитывавшихся в семье Дель, были изъяты сотрудниками органов опеки и полицейскими 10 января. По их словам, один из детей, на теле которого были обнаружены повреждения, сообщил, что был наказан отцом. Еще троим детям (двоим усыновленным и одному кровному) удалось уклониться от изъятия. Двое других усыновленных детей были возвращены в семью.
18 января глава департамента соцзащиты Москвы Владимир Петросян заявил о расторжении договора о приемной семье с супругами Дель, объяснив это тем, что «все дети подтвердили, что их папа бьёт, они его боятся». Этому предшествовала встреча изъятых из семьи детей с представителями аппарата детского омбудсмена, специалистами профильных НКО, общественными активистами и независимыми психологами.
По словам уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой, вопрос о возвращении детей в семью был уже решен, однако беседа с ними членов рабочей группы заставила изменить это решение.
Позднее член ОП Москвы, телеведущая Арина Шарапова, участвовавшая в собеседовании с детьми, заявила о многочисленных нарушениях и плохом обращении с ними в семье Михаила и Светланы Дель, откуда они впоследствии были изъяты органами опеки. В частности, она обвинила приемных родителей в предоставлении подложных документов о состоянии здоровья детей, а также в том, что в семье по-разному относились к усыновленным и к приемным детям, причем последние не получали достаточно еды.
Также о замеченных при собеседовании признаках недопустимого отношения опекунов к детям сообщила психолог и публицист Татьяна Медведева. По словам главы БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, представители этой организации, поговорив с детьми не смогли рекомендовать вернуть их в семью, однако не давали и рекомендаций об их отобрании — речь шла о необходимости дополнительной диагностики.