«Милосердие.ru» узнало, что в Государственной Думе в рамках подготовки второго чтения обсуждается новая версия «Закона о психиатрической помощи». АНО «Служба защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по нашей просьбе прокомментировала новый законопроект.
Обсуждение новой редакции «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» началось в Государственной Думе еще в феврале. До сих пор на сайте Думы висит внесенный в первом чтении законопроект о довольно локальных изменениях в 6-ю и 23-ю статьи закона.
Однако 7 июня на портале «Особое детство» появился комментарий юриста правовой группы ЦЛП Елены Заблоцкис к совершенно иной редакции закона. В ответ на попытки «Милосердия.ru» разобраться, что за текст опубликован на сайте ЦЛП, член правления, член экспертного совета РБОО «Центр лечебной педагогики» Роман Дименштейн сказал корреспонденту «Милосердия.ru»: «Я могу утверждать, что этот вариант законопроекта сейчас рассматривают в Комитете по охране здоровья Государственной Думы в рамках подготовки ко второму чтению».
«Милосердие.ru» попросило службу защиты прав прокомментировать новый законопроект.
Наибольшую обеспокоенность службы вызывает намерение законодателя признать утратившей силу статью 38 Закона о психиатрической помощи. В этой статье предусмотрена обязанность государства создать независимую от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья службу защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических больницах. При написании закона предполагалось, что эта службы будет независимой от Минздрава, но при этом ее представители будут находиться во всех больницах и учреждениях, чтобы пациенты и проживающие могли свободно к ним обращаться с вопросами защиты своих прав. Правовая коллизия, как допустить в больницу человека, должностная деятельность которого не зависит от главврача, за 30 лет так и не была решена.
Новая версия закона предлагает службу не создавать, а переложить обязанность защиты прав пациентов на все органы исполнительной власти (которые и так должны защищать права этих людей как граждан России).
В своем комментарии правозащитная организация отмечает: «Защита прав, осуществляемая в том числе органами государственной власти, сопряженная с посещением психиатрических больниц и психоневрологических интернатов, теперь ставится в зависимость от воли руководителей этих организаций. Все субъекты защиты прав, включая гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина – президента России, обязаны согласовывать условия посещения с руководителями психиатрических больниц и психоневрологических интернатов, а также выполнять локальные нормативные акты этих организаций. На практике это позволит организациям вообще не допускать защитников под предлогами карантина, проверок, необходимости согласовывать посещения заблаговременно».
Сама «Служба защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулярно сталкивается с подобными случаями в одном из нижегородских ПНИ.
Юристы службы высказывают опасение, что к посещению «по согласованию» больницы и интернаты подготовятся и защитники не увидят многого из того, что увидели бы при визите без предупреждения. Не увидят и наиболее активных пациентов, которые могли бы пожаловаться. А если в силу вступит и запрет на посещение комнат пациентов, невозможно будет проверить условия проживания.
«Родственники зачастую даже не представляют, в каких условиях содержатся их дедушки, бабушки, родители, дети. Они и не предполагают, что их родные в интернате проживают вчетвером в тесной комнате с зелеными стенами, в которой нет ничего, кроме кроватей, на ночь или даже на целый день их закрывают за железной дверью, а для туалета ставят ведро», – сказано в комментарии службы.
В то же время одним из плюсов предлагаемого законопроекта службе защиты прав видится упоминание временного выбытия из интерната. Ранее возможность отпуска для проживающих не была прописана в федеральном законе, и это вызывало неуверенность у директоров интернатов в возможности в принципе отпускать подопечных в отпуск. Правда, порядок временного выбытия, по мнению службы, стоит прописать подробнее.
Также комментаторы отмечают, что «говорить о наличии надлежащих гарантий прав недееспособных и не полностью дееспособных граждан нельзя будет без принятия закона о распределенной опеке».
Ранее президент дважды давал поручение подготовить к принятию «Закон о распределенной опеке», однако этот закон пока не принят.