Православная служба «Милосердие» поддерживает самые уязвимые категории людей на протяжении 15 лет. За время самоизоляции сотрудники «Милосердия» столкнулись с массовым мошенничеством и множеством нестандартных случаев.
«За 15 лет работы нашей службы помощь получили полмиллиона человек. Мы прошли через наводнения и пожары, пережили не один кризис и потерю благотворителей, казалось бы, видели самые разные социальные ситуации. Но период самоизоляции оказался совершенно особым: сотрудникам пришлось принимать неординарные решения и на лету осваивать принципиально новые навыки», — рассказала Анна Белавина, руководитель отдела благотворительных программ православной службы «Милосердие».
На горячую линию «Милосердие» поступил поток звонков от просителей‑мошенников — на начальном этапе сотрудники учились выявлять их, задавая наводящие вопросы. В службу «Милосердие» обращались взрослые здоровые мужчины; люди, имеющие родственников, которые могли бы доставить им продукты или помочь финансово — все те, кто по факту не нуждались в помощи. Некоторые просители представляясь разными именами и звонили по несколько раз, но с одного телефона — определитель номера позволил их выявить.
Для защиты от мошеннических действий служба «Милосердие» разработала специальную политику по оказанию помощи в пандемию. Всего за 80 дней работы оперативного церковного штаба по коронавирусу было принято 12 тысяч звонков. Согласно статистике только одного из проектов, работающих с незащищенными группами населения, за этот период в службу «Милосердие» обратилось более 1 тысячи новых реально нуждающихся просителей — людей, которые при отсутствии новых условий не обратились бы за помощью в благотворительные организации.
В пандемию появились недобросовестные поставщики средств индивидуальной защиты. Официальные поставщики подтверждали отсутствие СИЗ на многие месяцы вперед. Сотрудники «Милосердия» ознакомились со способами мошенничества, научились отличать подделки СИЗ и не закупали защитные костюмы, респираторы и антисептики, не обладающие должной степенью защиты. Время и силы уходили на поиск поставщика, готового продать сертифицированные СИЗ, предварительно показав товар, по адекватной цене и за безналичный расчет.
«Прежде чем оплатить счет, мы сами ездили на склады, часто за город, в глушь. Неизвестно было, чем все кончится, будут ли соблюдены договоренности, да и на месте часто было просто страшно. Мы делали все, чтобы сохранить здоровье сотрудников, волонтеров и подопечных», — поделилась Анна Белавина.
В период экономического кризиса в службу «Милосердие» поступали предложения поддержки от компаний. Прежде чем провести платеж или передать гуманитарную помощь, организации требовали подробную документацию, в том числе расчеты о предполагаемом расходовании продуктов и СИЗ, и сотрудники «Милосердия» работали сутками, чтобы ее подготовить. Однако впоследствии, увидев объемы необходимой помощи, компании отказывались ее предоставить.
За время пандемии служба «Милосердие» теряла долгосрочных партнеров в связи с неадекватными требованиями к отчетности. Одна компания предлагала нарушить правило о бесконтактной доставке: проситель должен был в обязательном порядке подписывать документ при получении помощи. В «Милосердии» было принято решение на таких условиях сотрудничество не продолжать.
Ролик об истории и результатах многолетней работы православной службы «Милосердие» можно посмотреть по ссылке.