Следственный комитет РФ по Приморскому краю проводит доследственную проверку информации о жевательной резинке, содержащей на вкладышах призывы к опасным действиям, говорится на сайте ведомства.
Вице-спикер Госдумы РФ Ирина Яровая в связи с этим выразила надежду, что СК разберется в ситуации. «Надлежит установить, как и почему транснациональный производитель выпустил, в том числе, на российский рынок продукт с опасной информацией, рассчитанной на целевую подростковую и детскую аудиторию», – заявила она. Вице-спикер назвала надписи на упаковке жвачки «рекламой смерти». «Это уже не маркетинг продвижения товара, а маркетинг продвижения самоубийства. <…> О чем думали взрослые дяди и тети, выпуская на рынок такую жевательную резинку для детей и подростков?», – заключила Яровая.
Речь идет о жевательной резинке «Five. Правда или действие» и связанной с ее продвижением рекламной акции, которая началась в январе 2017 года. В ходе акции потребителям предлагалось более 900 заданий и вопросов, отчет о выполнении которых нужно было опубликовать в соцсети под хештегом #5правдаилидействие. Среди заданий были и небезопасные. Например, забраться на самое высокое здание и подумать о том, что необходимо сделать перед смертью. Упаковка этой жвачки была черного цвета.
Производителем продукта является американская компания Wrigley. На фоне публикаций о проблеме подростковых самоубийств, «группах смерти» и игре «синий кит» на рекламную акцию начали жаловаться родители школьников. После этого «компания Wrigley приняла решение остановить акцию «Правда или действие», производство акционного товара на фабрике Wrigley, а также рекламные активности по данной кампании <…>. Мы изымаем этот продукт из продажи и заменяем его на регулярный продукт», – сообщила руководитель по корпоративным связям Wrigley в России Надежда Лобачева, которую цитируют РИА Новости. «Цель этой всемирно известной игры — получать позитивные эмоции и впечатления в компании друзей от совместного выполнения заданий и ответов на вопросы», – объяснила она.
«Опасную» жвачку изымают из продажи в Сахалинской, Оренбургской, Астраханской, Псковской, Смоленской, Тульской, Орловской областях, а также в Краснодарском и Ставропольском краях.
В свою очередь, органы власти различных регионов России начали проводить собственные проверки в магазинах. В Приморье жвачка «Five. Правда или действие» была обнаружена в 10 торговых точках. «Экспертное заключение сделает Роспотребнадзор, но мы обнаружили, что на обертках жевательной резинки действительно присутствуют надписи, призывающие к выполнению различных заданий с риском для жизни», – сообщила директор департамента лицензирования и торговли Приморского края Елена Коваль.
Негодование родителей и общественности по поводу рекламной акции компании Wrigley совершенно справедливо, считает генеральный директор Центра «Спасение детей от киберпреступлений» Сергей Пестов. «Это абсолютно неправильный маркетинговый год, использующий моду на деструктив, существующую в молодежной субкультуре. Был сделан расчет на ту часть молодежи, которая увлечена этой модой. Хорошо, что это получило общественный резонанс и отторжение. Это говорит о том, что общество у нас достаточно здоровое», – сказал он «Милосердию.ru».
«Это преступление, направленное на разрушение здоровья наших детей. Где-то это призывы в соцсетях, а где-то надписи на жевательной резинке. Да, к этим явлениям наше законодательство подготовлено не было. Хотя уже есть две инициативы о наказаниях для создателей «групп смерти»», — так прокомментировал ситуацию заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин.
Ранее уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова также выразила обеспокоенность появлением на этикетках жевательной резинки для детей «странных квестов и заданий». «Понимаю, что здесь нет прямого и непосредственного факта склонения или призыва к суициду, считаю, что подобные проекты, конкурсы могут привести к трагическим последствиям. Так выполнение некоторых заданий может привести к непосредственной угрозе безопасности ребенка», – процитировала пресс-служба слова Кузнецовой.
Задания на упаковках жевательной резинки, по мнению властей и общественности, оказались слишком похожи на игру «синий кит», к жертвам которой СМИ причислили около 130 детей, покончивших жизнь самоубийством. Игра похожа на квест, в котором тоже нужно выполнять разные задания: резать себе вены, делать себе больно, взбираться на крышу и стоять на краю и так далее. Последний шаг – суицид.
Детский суицид: как отличить настоящую опасность от шантажа?