Совместной рабочей группой Следственного комитета России и Национальной медицинской палаты при разработке законодательных инициатив рассматривается «целесообразность отказа от введения уголовной ответственности за причинение вреда плоду человека», – заявили в СКР.
Ранее Следственный комитет совместно с представителями НМП подготовил проект внесения в Уголовный кодекс статей, предусматривающих ответственность за ненадлежащее оказание медицинской помощи. В число предложенных мер входило и признание плода человека субъектом уголовного права, что давало возможность принять меры к медикам, из-за халатности или неверных действий которых погиб нерожденный ребенок.
«Число жалоб по факту гибели плода растет, возбуждаются уголовные дела, и зачастую судебно-медицинские эксперты устанавливают прямую причинно-следственную связь между действиями врачей и гибелью плода, – заявляла осенью 2018 г. руководитель управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений СК Евгения Минаева.
– Но так как плод еще не отделился от матери, то по закону гибель до момента рождения не попадает под статьи УК, и мы не можем привлечь к ответственности врачей за ненадлежащее оказание помощи при родовспоможении и вынуждены прекращать уголовное преследование».
Среди результатов деятельности совместной рабочей группы упомянуты и иные меры по коррекции предложений об установлении ответственности за нарушения со стороны медиков.
«В связи с позицией Национальной медицинской палаты о том, что «за неумышленные осложнения врач не должен сидеть в тюрьме», рабочей группой проработан вопрос о введении альтернативных лишению свободы мер наказания медицинских работников за неумышленные преступления в проекте статьи 124.1 УК РФ», – сообщили в СКР.
По словам представителей ведомства, рабочая группа пришла к выводу «о необходимости разработки подхода к ответственности медицинских работников за ненадлежащее оказание медицинской помощи, исключающего уголовную ответственность, позволяющего удовлетворить требования потерпевших, исходя из модели страхования деятельности медицинских работников». Также там рекомендовали отказаться от использования термина «ятрогения», поскольку он не отражает суть преступлений в сфере здравоохранения.