Куда обращаться, если вы поскользнулись на улице и получили травму, и почему проблема скользких тротуаров так остро стоит в Москве и других российских городах, порталу Милосердие.ru рассказал председатель совета фонда «Город без барьеров», член рабочей группы Barrierfree – Сity for Аll международного объединения «Еврогорода» Евросоюза Сергей Чистый.
Почему так скользко?
В Москве тротуарная плитка уложена по такой технологии, что зимой вода проникает под нее: образовавшийся лед вздувается, плитка поднимается и образует зазоры до 5 см, пояснил эксперт. В темное время суток можно не заметить их и упасть.
«В столице в какой-то период массовым (а в регионах – вообще повальным) было увлечение плиткой с фаской (скосы на плитке. – Ред.). По нормативам, расстояние между частями плитки, чтобы она нормально лежала и не мешала ходить, должно быть максимум 1 мм. С фаской это расстояние достигает 4-5 см. Формируется неровность, на которой спотыкаются женщины на каблуках, неудобно ездить на инвалидных колясках из-за мелкой вибрации. „Шум« от зазоров не позволяет инвалидам по зрению с белой тростью понять, где управляющие сигналы от тактильных напольных указателей, для них это как глухая информационная стена», – говорит Сергей Чистый.
Для сравнения, в европейских городах под тротуарами находится армированное бетонное основание: бетонная плита заливается ровно и на нее идеально кладется плитка. Она не вспучивается и тротуар не надо постоянно ремонтировать.
Другая проблема в том, что стремление создать в Москве доступную для маломобильных граждан среду сделало половину города недоступной для обычных пешеходов, поясняет специалист. Когда тротуары приспосабливают для маломобильных горожан, то делают продольные (вдоль дома) и поперечные (Т-образные, в середине тротуара) съезды, – последних особенно много в центре Москвы, на старых улочках.
«Если необходимо сделать полутораметровый спуск, то он получается больше, чем один бордюрный камень, а стандартно спуск делают на величину бордюрного камня – метр. То есть продольный уклон получается крутизной не 1:10, как положено по нормативам, а 1:7 или 1:5, и зимой это превращается в катастрофу», – говорит Чистый. Поперечный съезд (например, вправо), даже если сделан по нормативам, при проходе вдоль по тротуару дает поперечный уклон до 1:20 при норме 1:50. Такой съезд занимает, как правило, до половины или 2/3 ширины тротуара.
Кроме того, тактильные продольные наземные указатели, которые делают для слепых, на наклонных поверхностях из-за своей ребристости «помогают» скользить еще сильнее.
Чтобы гранитная плитка не скользила, используют бурчардирование – обработку поверхности для ее шероховатости, но и это не спасает, говорит эксперт. «Бурчардированная плитка хороша в летнее время, но зимой она забирает в себя лед и чистить ее очень тяжело, лед остается в ее мелких порах. А если такая плитка лежит на пандусе или наклонной плоскости, получается ледяная горка», – говорит Чистый.
В 2020 году благотворительный фонд «Город для всех» опросил тысячу пожилых москвичей, и больше половины из них (55%) сказали, что раз в год падали на скользких тротуарах.
92% пожилых людей боятся упасть, а еще 93% ощущают дискомфорт на прогулках, привел данные опроса Сергей Чистый. «Как специалист по созданию доступной среды для маломобильных граждан, хочу отметить, что зимой мы все становимся маломобильными», – добавляет эксперт.
Он также рассказал об опыте скандинавских стран, где помимо посыпания тротуаров гранитной крошкой их обогревают. Например, в Хельсинки для подогрева улиц применяют использованную воду от системы отопления, которая проходит по трубам под тротуарами и помогает растопить снег.
«Это экологичный метод, позволяющий экономить на уборке снега, снегоплавильных технологиях, содержании автопарка, восстановлении покрытия после зимы и прочих сопутствующих расходах в перспективе. На большом отрезке времени инвестиция в прокладку таких трубопроводов полностью окупается», – говорит Чистый.
Как получить компенсацию, если вы поскользнулись на улице?
Во-первых, нужно вызвать скорую помощь. Пока скорая едет, попросите прохожих с телефонами, чтобы они засвидетельствовали ваше падение (сняли фото и видео). Прибывшие врачи скорой также должны зафиксировать место и время происшествия.
Затем нужно установить балансовую принадлежность территории – в Москве это предприятия ГБУ «Жилищник», «Автомобильные дороги» или организации, арендующие участок у города. Остановки и выезды из домов обслуживает Дептранс. «Эксплуатирующая организация несет ответственность за качество уборки и содержание своей территории, поэтому отвечает и за полученные горожанами травмы», – говорит Сергей Чистый.
Если эксплуатирующая организация не реагируют на вашу претензию, нужно обращаться в суд. Суд примет в качестве доказательств потерянный вами как пострадавшим доход (учтет разницу между больничным листом и зарплатой), чеки за покупку лекарств и оплату медуслуг, за проезд в такси в травмпункт и поликлинику.
«Важно понимать, что существуют временные нормативы по уборке снега и остатков осадков на тротуаре, по посыпанию крошкой/песком, и надо будет разобраться в этом. Сторона защиты будет говорить, что по нормативам на уборку отведено два часа, а вы упали через час после того, как пошел снег, поэтому сами виноваты», – предупреждает эксперт.
«Нужны недюжинные способности юристов для того, чтобы понять правила и таким образом составить исковое заявление, чтобы эксплуатирующие эту территорию органы не поймали тебя на незнании нюансов, связанных с уборкой. Грамотные юристы также подскажут, как возместить моральный ущерб. Но хотя город и более опытный ответчик, перспективы выиграть суд все же есть», – резюмирует Чистый.