В России хотят уже в 2021 году создать условия для сопровождения воспитанников сиротских учреждений и интернатов для детей-инвалидов, попавших в больницу. В 2021-2024 годах за такими детьми должен быть обеспечен уход и присмотр, говорится в принятом правительством плане мероприятий Десятилетия детства. Проблема сирот, в одиночестве остающихся в больницах, обсуждается уже много лет, но до сих пор она не получила эффективного решения. Мы поговорили с экспертами некоммерческого сектора о том, можно ли изменить ситуацию в назначенные сроки.
Важно, что план охватывает несколько категорий детей, рассказала Милосердию.ru федеральный куратор Всероссийской организации родителей детей- инвалидов (ВОРДИ) по паллиативной помощи Светлана Черенкова. ВОРДИ неоднократно обращала внимание власти на особую важность сопровождения в больницах, в том числе в отделениях реанимации, для детей-инвалидов, требующих специального ухода. Сейчас без него могут остаться и инвалиды-воспитанники специальных интернатов, и дети из семей, к которым в реанимацию не пускают родителей, или родители по каким-то причинам не могут их сопровождать.
В ст.51 Закона об охране здоровья граждан закреплено право на сопровождение ребенка в больнице, причем оно касается не только родителей и других родственников, но и иных законных представителей, отметила представитель ВОРДИ. Фактически е решения о доступе принимают руководители медучреждений.
Проблему сопровождения детей в больницах летом 2020 г. поднимали в Попечительском совете при правительстве России несколько общественных организаций, рассказала активист. Однако, в протокол по итогам заседания в конце июля 2020 г. включили лишь поручение регионам о сопровождении родственниками или законными представителями детей, получающих паллиативное лечение.
«Конечно, эту проблему нужно решать. Мы говорим об этом уже 15 лет, – заявила Милосердию.ru президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.
– Только за январь 2021 года у нас уже было пять обращений с просьбой обеспечить сопровождение в больнице ребенка, оказавшегося там без взрослых. Если государство надеется обеспечить всех сирот в больницах уходом с помощью обращений в фонды – вынуждена разочаровать: такую задачу не осилим ни мы, ни наши коллеги, которые предоставляют больничных нянь в регионах».
По словам руководителя благотворительной организации, до сих пор эта работа никак не компенсируется. В редких регионах, например в Петербурге, НКО удается договориться с местными властями о субсидиях. «Волонтеры в помощь детям-сиротам» работают в Москве и Подмосковье, и за свой счет помогают сиротам не оставаться одним в больницах.
«Речь идет о трех, по сути, двух категориях детей, – отмечет эксперт. – Первая – это те, кто попадает в больницы после отобрания из семьи, или если их вдруг нашли на улице. Нам так до сих пор не удалось полностью запретить эту практику законодательно -детям, без признаков заболевания нечего делать в больнице, занимая койки реально в них нуждающихся, их должны сразу вести в учреждение и обследовать амбулаторно.
Сегодня же их часто везут в больницы. В больницах для них нет присмотра и ухода – это медицинские учреждения, там есть медицинский персонал, а не педагогический или социальный. Нет людей, которые были бы с детьми постоянно, а не подходили несколько раз в день. Еще в такой страшной для ребенка ситуации -он остается без взрослых и еще и там, где рядом нет кого-то кто будет рядом.
Вторая — это дети из социальных центров и приютов, где находятся «родительские» дети, и формально в больнице с ними должны лежать родители. Но фактически у многих из этих детей родители отказываются заботиться о них и ложиться с ними в больницу. Кто и как должен сопровождать в больнице таких детей, непонятно вообще.
Такие дети, помещенные в учреждения по заявлению родителей, не упомянуты в документе – там упоминаются только воспитанники организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов. Будем надеяться, что эта формулировка не помешает обеспечить уход и за детьми, помещенными в учреждения по заявлению родителей, часто – вынужденному.
Третья категория – дети, которые считаются оставшимся без родительского попечения и направленные на лечение уже из детдомов».
По словам Елены Альшанской, сейчас, если ребенок из учреждения ложится в больницу, с ним должен находиться там кто-то из персонала. Однако в реальности трудно найти желающего отправиться с ребенком в медучреждение после двухнедельной смены в условиях карантина, а отправить туда воспитателя во время смены не получится, ведь ему поручена группа, в которой несколько детей, и бросить их нельзя. Также сотруднику, работающему вместо отпуска, практически невозможно оплатить отдельно проведенные в больнице ночи или выходные дни – он получит лишь зарплату, как если бы продолжал ходить на работу.
«Какие-то учреждения так или иначе справляются, особенно если госпитализации оттуда бывают не часто. А если там все дети – маленькие, или с инвалидностью? Тогда с ребенком часто ложиться некому. При этом речь может идти и о паре месяцев, например, на реабилитации», – отмечает эксперт.
Для решения проблемы должен появиться пул работников, готовых осуществлять присмотр и уход в больницах уверена Елена Альшанская. Либо само сиротское учреждение должно иметь возможность финансировать их услуги, оплачивая работу НКО или коммерческих компаний. Либо возможность оплачивать нянь нужно дать лечебным учреждениям.
«Понятно, что в любой больнице, где есть отделение для детей с серьезными заболеваниями, часто будут находиться дети, неспособные за собой ухаживать, – пояснила она. – И не только из учреждений – но и из семей, где, например, многодетная мать-одиночка физически не может оставить остальных детей и лечь в больницу. Думаю, что в таких больницах, особенно в федеральных клиниках, в любом случае должны быть няни, воспитатели, педагогические, по сути, работники, которые находились бы с детьми ежедневно, а не просто приходили бы с ними поиграть два раза в неделю.
Если таких работников вдруг не хватит – должна быть возможность нанять их, оплатить их труд. Планировать такие потребности не получится. Мы не можем заранее нанять десять нянь, чтобы они сидели и ждали, пока заболеют десять детей, условно говоря. А наша система устроена сейчас именно так. Это в принципе вызывает множество проблем. Начиная с того, что детдомовец, например, не может сам пойти в магазин и купить там еду или шапку, какую захочет – покупку должно делать учреждение у поставщика, зарегистрированного соответствующим образом, и т.д»