Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 30 мая утвердил положение о деятельности детских церковных организаций интернатного типа (журнал №64). Теперь епархиям поручено реорганизовать деятельность церковных подразделений детских организаций интернатного типа согласно этому положению, подготовленному в рамках реализации задач Центра по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях при Синодальном отделе по благотворительности.
«Цель нововведений – чтобы дети находились в церковных интернатах не постоянно, а временно; чтобы им помогали вернуться в кровную семью, вели для этого необходимую работу, а если возвращение невозможно – чтобы они получали статус, позволяющий найти для них приемные семьи», – прокомментировала порталу «Милосердие.ru» руководитель церковного Центра по вопросам семейного устройства детей Александра Аракелова.
Она уверена, что «без веских причин дети, особенно маленькие, долгое время оставаться в учреждениях не должны».
В принятом документе закрепляются основные принципы: как нужно работать с кровной семьей, как должна быть организована жизнь детей в церковном интернатном учреждении, как нужно там обеспечивать их безопасность. Эти положения готовились экспертами профильных церковных структур, говорит Аракелова.
«Мониторинг должен показать, насколько наши учреждения соответствуют таким требованиям, и что нужно сделать, чтобы добиться необходимых изменений. Мы считаем, что они должны производиться постепенно, речь не идет о каких-то резких шагах. Церковные приюты и интернаты смогут получить необходимую методическую помощь и поддержку для реформирования своей работы, – поясняет эксперт. – В основе этих изменений – понимание того, что детям лучше жить не в приюте, а в семье. Приют может быть «спасательным кругом» в тяжелой ситуации, такие учреждения нужны, полезны, они важны для нас, и никто не собирается их закрывать. Но вектор их деятельности должен измениться».
В Церкви достаточно кандидатов в приемные родители, чтобы взять детей, которых не удастся вернуть в кровные семьи, добавила Аракелова: «При этом надо учесть, что большинство детей в церковных интернатах – не сироты, у них есть родители. Поэтому первый вопрос – не где взять приемных родителей, а что с кровной семьей, есть ли возможность с ней работать и каковы шансы вернуть ребенка туда».
Сейчас у Церкви около 50 приютов и пансионов, но в это число входят и те учреждения, где воспитываются дети из благополучных семей, не потерявшие связь с родителями. Общее число воспитанников – около 1500.