Речь идет о детях или подростках, покончивших с собой под воздействием «групп смерти» или другим деструктивным влиянием. Порядок принятия решения в таких трагических случаях был определен Священным Синодом после рассмотрения вопроса в комиссии Межсоборного присутствия, консультаций с опытными священниками, педагогами и психиатрами.
Синод напомнил, что «сознательное самоубийство, к примеру «от обиды человеческой, или по какому-то иному поводу от малодушия» (Тим. Ал. 14) есть тяжкий грех, препятствующий совершению церковной заупокойной молитвы о наложившем на себя руки». При этом отмечено, что злоумышленники склоняют детей к суициду, используя в том числе манипуляции, шантаж, и другие деструктивные методы, «подавляющие критическое мышление и естественную осторожность жертвы».
Порядок решения вопроса о возможности отпевания детей и подростков-самоубийц определен с учетом того, что церковные правила допускают отпевание тех, кто покончил с собой в невменяемом состоянии, а также «принимая во внимание неустойчивость подростковой и детской психики и ее подверженность манипулятивным влияниям извне».
В соответствии с этим порядком, вопрос об отпевании будет рассматривать епархиальный архиерей или уполномоченная им комиссия. Будут опрашиваться свидетели, которые могли бы подтвердить, что погибший ребенок или подросток «вел нормальный для своего возраста образ жизни, не позволяющий ожидать от него суицидальных действий», или что он подвергался деструктивному воздействию злоумышленников, «значительно превосходящих или подавляющих его критическое мышление и естественную осторожность». Также могут использоваться материалы доследственной проверки, результаты психолого-педагогической экспертизы.
Если окажется, что оснований разрешить отпевание нет, родственникам будет предложено совершить особое молитвенное последование («чин утешения»), составленное ранее для подобных случаев. Также рекомендуется поминать умершего в домашней молитве словами преп. Льва Оптинского («Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу раба́ Твоего́ (имярек): а́ще возмо́жно есть, поми́луй. Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне в грех моли́твы сей мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя́».).
В любом случае священник обязан проявить сострадание к родственникам, утешить их, и разъяснить, что погибший ребенок нуждается в их вере и молитве, подчеркивается в решении Синода.