Минтруд предложит увеличить штрафы для юридических лиц и руководителей за нарушение прав инвалидов – в нынешнем размере эти штрафы неэффективны, считают в ведомстве. Уведомление о начале подготовки соответствующего решения размещено на официальном портале проектов нормативно-правовых актов.
Поводом для начала работы стало упоминание о ее необходимости в тексте Заключительных замечаний Комитета по правам инвалидов ООН по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов.
«Существующие размеры штрафов в пределах 1 000 – 10 000 руб., налагаемых на должностных лиц, и 20 000 – 100 000 руб. – на юридических лиц признаны Комитетом по правам инвалидов (на основании заключений многих общественных организаций инвалидов, в том числе высказанных на заседании Комитета) неэффективными.
Такие мягкие санкции фактически подталкивают некоторых недобросовестных собственников объектов продолжать практику несоблюдения прав инвалидов на доступную среду в случаях, когда соблюдение законодательно установленных условий доступности требует от собственников объектов или поставщиков услуг расходов финансовых средств, в несколько раз превосходящих размеры установленных штрафов», – рассказали представители министерства.
По их словам, увеличение штрафов должно способствовать более действенной защите права людей с инвалидностью на труд, защите от безработицы и содействию в трудоустройстве, обеспечению доступа инвалидов к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, в том числе транспортной доступности и возможности использования транспортных средств для проезда.
«Комитет рекомендует государству-участнику внести поправки в свое законодательство», – говорится в рекомендациях комитета ООН по правам инвалидов, вынесенных в марте 2018 г.
В документе, в частности, рекомендуется увеличить штрафы за дискриминацию инвалидов; за нарушение их прав в области трудоустройства и занятости; за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; за отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидам, и за организацию транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов.
«Насколько эффективными будут эти рекомендации, зависит прежде всего от позиции государства, и от активности самих инвалидов и их организаций. Без этой активности не получится ничего», – заявила тогда, комментируя документ порталу Милосердие.ru председатель совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Елена Клочко.