Глава Минобороны Сергей Шойгу на селекторном совещании с армейским руководством заявил о недопустимости призыва в армию людей с нарушениями физического и психического здоровья. Необходимы также меры по улучшению медобслуживания солдат во время всего срока их службы, считают в фонде «Право матери».
«Министр обороны поставил задачу командующим войсками военных округов и Северным флотом организовать контроль за проведением профессионального психологического отбора и медицинского освидетельствования призывников. Глава военного ведомства потребовал исключить направление в войска граждан со слабым здоровьем или нервно-психическими расстройствами», – сообщает сайт военного ведомства.
«Важно обеспечить готовность всех пунктов сбора, приёма и отправки личного состава, а также казарменного фонда в воинских частях. В ходе кампании необходимо уделить особое внимание мерам безопасности и профилактике заболеваний», – подчеркнул Сергей Шойгу.
«То, что министр обороны вынужден делать отдельные заявления, требуя не допустить призыва в армию больных людей – ненормально, уверена председатель правления фонда «Право матери» Вероника Марченко. – Врачи и сотрудники военкоматов и так обязаны не допускать этого, ведь существующие законы уже предполагают, что люди с нарушениями здоровья попадать в армию не должны. Если для этого нужны отдельные указания – значит, система не работает, законы не соблюдаются, министр фактически публично признал, что призывают больных».
По ее словам, поскольку фонд «Право матери» помогает семьям погибших и умерших военнослужащих, там работают со случаями, когда нарушения в армии приводят к крайним, трагическим последствиям, когда призывники умирают от болезней, которые проигнорировала призывная комиссия. Или, например, становятся жертвами психически больного человека, которому было доверено оружие, а он расстрелял сослуживцев – в фонде занимались и такими происшествиями.
Но в действительности проблема шире, считает эксперт: даже если после личных указаний министра все призывные комиссии станут призывать исключительно здоровых людей, это еще не гарантирует, что призывник останется жив и здоров во время службы.
«Уже в этом году мы занимались вопиющими инцидентами, когда молодые люди умирали во время службы в армии, не получая необходимой медпомощи», – отметила Вероника Марченко.
По ее словам, причин таких ситуаций несколько. Первая – это «наплевательское отношение к жалобам военнослужащих на здоровье, когда людей, обращающихся за помощью, воспринимают как «симулянтов»». Другая – «некомпетентность медицинского персонала, неумение вовремя поставить точный диагноз, назначить качественное лечение современными препаратами».
«Необходимо обеспечить внимательное отношение к вопросам здоровья не только во время призывной кампании – но и во время всего прохождения службы. Чтобы работа медиков в военных частях и госпиталях оценивалась по качественным показателям.
Нужно, чтобы армейские медики не отказывали бы ребятам в своевременном лечении под предлогом подозрений в «симуляции» – а при любой жалобе или указании на подобное поведение, командование бы увольняло таких медработников с лишением права занимать должности, связанные с лечебной работой где-либо в будущем», – подчеркнула руководитель фонда «Право матери».
«Одна из проблем людей с нарушениями здоровья, связанная с призывом в армию – несовершенство перечня оснований для освобождения от службы, – рассказала порталу Милосердие.ru член Попечительского совета при правительстве РФ Елена Клочко. – Речь в документах идет не о конкретных ограничениях здоровья, а о диагнозах, причем туда внесены не все диагнозы, приводящие к серьезным ограничениям.
Так, там отсутствуют расстройства аутистического спектра. Поскольку в военкомате понимают, что человека с аутизмом в армию брать нельзя, то он получает другие, стигматизирующие диагнозы, например – шизофрению. Недавно проблема такой неверной диагностики обсуждалась на совещании у О. Ю. Голодец с участием представителей Минздрава и Минтруда – мы надеемся, что отданные по его итогам поручения помогут изменить ситуацию».