Асель Ахметкалиева, мама школьника с тяжелой формой аутизма, ученика коррекционного класса в московской школе № 90, сообщила, что в это учебное заведение дважды вызывали наряд Росгвардии, чтобы помешать ей сопровождать в класс своего ребенка. Инциденты произошли 31 марта и 3 апреля.
«Мой сын учится во втором классе. Он не говорит, нуждается в постоянном внимании. После конфликта со школой в 2021 году, привлекшего внимание СМИ, нам выделили персонального тьютора (хотя в реальности тьютор все равно обслуживал несколько учеников)», – рассказала она «Милосердию.ru».
По словам матери, 31 марта она пришла с ребенком, тьютор его не встретила, ей пришлось пройти с ним, чтобы не оставлять одного.
«Сотрудница школы, отвечающая за безопасность, пыталась меня остановить. После этого она вызвала экипаж Росгвардии. Сотрудники, поняв, для чего их вызвали, наверное, были в шоке от происходящего. После этого уже я вызвала полицию, чтобы заявить о побоях и о ложном вызове Росгвардии», – рассказала Асель Ахметкалиева.
3 апреля она вновь попыталась пройти с сыном в школу, и это снова стало причиной конфликта и вызова Росгвардии. С ребенком-инвалидом случилась истерика, ему пришлось вызывать скорую помощь. Врачи рекомендовали отвести мальчика домой.
Как говорит мать, раньше она беспрепятственно сопровождала сына в класс и встречала его после занятий. Но недавно ребенок вышел с уроков с расцарапанной головой, с запекшейся на ней кровью, а когда она попыталась выяснить, что произошло, ей сказали, что он сам поцарапал тьютора.
«Ребенок сам не может ничего рассказать. Я попросила показать мне записи с видеокамер. Вместо этого директор школы официально сообщил мне, что «в целях безопасности» (!) мне запрещается провожать сына дальше школьного холла», – пояснила она.
При этом доступ в школу имеют посторонние люди – в ее помещениях проводятся занятия для участников программы «Московское долголетие», утверждает Асель Ахметкалиева.
«Готовится обращение в Следственный комитет. Я уверена, что школа на основании своих внутренних правил не имеет права запрещать мне доступ, это нарушение законов и моих конституционных прав. Намерена и впредь сопровождать сына, несмотря на запреты, потому что его безопасность требует именно этого», – заявила мама ребенка-инвалида.
«Мы никаких нарушений не делаем. Мы все делаем четко в соответствии с законом», – заявил «Милосердию.ru» директор школы Виктор Волосков. За дальнейшими комментариями он рекомендовал обращаться в пресс-службу Департамента образования и науки Москвы, куда редакция направляет запрос.
«По всем фактам, перечисленным в материале, Департаментом образования и науки будет проведена тщательная проверка. Вместе с тем отметим, что образовательные организации несут ответственность за безопасность ребят, поэтому в каждой столичной школе действует строгий пропускной режим.
Безопасность во время пребывания в школе обеспечивается в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов образовательных организаций, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006.
По информации директора школы №90 Виктора Волоскова, 31 марта и 3 апреля 2023 года произошли схожие ситуации: ребенок вместе с мамой опоздали и не пришли к началу первого урока. Заранее об этом они не предупредили, поэтому тьютор не мог ожидать их на входе. Мама прошла через турникет вместе с ребенком, используя его магнитную карту, не обращая внимания на замечания охранника и специалиста по безопасности. В соответствии с правилами безопасности сотрудник охраны действует по регламенту: была задействована «тревожная кнопка». В таких случаях наряд Росгвардии автоматически прибывает на место для выяснения обстоятельств произошедшего и принятия мер в зависимости от ситуации. Изучены видеозаписи с камер школы, ребенок в этот момент находился на первом этаже в спокойном состоянии, записи подтверждают эти обстоятельства.
Тем не менее, Департамент проведет дополнительную проверку и окажет содействие в выработке алгоритмов действий для сотрудников и родителей при подобных случаях. Учитывая, что речь идет об организации процесса для детей с особыми образовательными потребностями, подход должен быть максимально индивидуальным.
По поводу царапин на голове ребенка. 2 февраля 2023 года мама обратилась в администрацию образовательной организации и сообщила, что ребенок получил царапины 26 декабря 2022 года. Школа провела служебное расследование, были опрошены все педагоги, которые работали в этот день с ребенком, в том числе тьютор. Записи с камер видеонаблюдения хранятся 30 дней, поэтому использовать их по прошествии полутора месяцев не представляется возможным.
Касательно прохода на территорию школы участников программы «Московское долголетие» – они соблюдают установленные школой пропускной режим и посещают занятия во внеурочное время».
«Конечно, школа не права, – заявила она «Милосердию.ru». – И в случае, когда ребенок здоров, никто не вправе ограничивать родителей в праве посещать вместе с ребенком учреждение. Здесь же ситуация вопиющая: мальчик-аутист, который не разговаривает. Положенный ему помощник не встречает его. Да даже если бы и встречал – в чем проблема, почему нельзя пропустить маму? Это коррекционный корпус, там малокомплектные классы по 5-6 детей, там нет никакого столпотворения, которое мешало бы допуску родителей».
По словам депутата, в разговорах с ней в школе ссылаются на некий «внутриобъектный режим», в силу которого мама не может сопровождать сына. Однако этого документа ей и семье не показывают. В любом случае директор не вправе своими решениями отменять права, закрепленные в Конституции, Семейном кодексе и ФЗ-273 об образовании, говорит она.
«Мы собираемся организовать встречу с директором и услышать его доводы. Хотелось бы обсудить проблему на уровне Депобразования Москвы, потому что она носит системный характер», – сообщила Жанна Горбачева.
Она рассказала, что запреты на доступ родителей в школы со своими детьми стали вводиться в массовом порядке в 2021–2022 годах якобы в связи с угрозой терактов. Это несправедливо, ведь родителей таким образом приравняли к потенциальным террористам, уверена политик.
«Кто-то пугается этих запретов, – говорит руководитель родительской организации. – Но все обращавшиеся к нам родители из разных регионов отстояли свое право на доступ в школы с детьми. Есть определенный алгоритм: попросить официальные, надлежащим образом заверенные документы, запрещающие родителям проход в школу, где учатся их дети. Если таких документов нет – проходить в школу, это не будет противоправным действием. Стоит записаться на прием к директору и попросить разъяснений. Если охранники начинают рукоприкладство – вызывать полицию и пресекать по закону правонарушение или преступление со стороны сотрудников охраны или школы. Можно обратиться за поддержкой в нашу организацию.
Кто хотел – решил эти вопросы. У меня ребенок в пятом классе, я захожу с ним в школу. Другие так и остаются стоять возле забора. Призываю создавать при школах Советы родителей, регламентированные Законом об образовании (ст. 26–30), и вместе восстанавливать свои права как полноправных участников образовательных отношений и просто родителей».
Продолжение истории Асели Ахметкалиевой читайте ниже: