Многодетная семья Лапшиных вынуждена была покинуть свой дом в Вологодской области после того, как родителей решили ограничить в правах на шестерых детей из-за плохого материального положения и неудовлетворительного состояния жилья. На новом месте жительства, в Карелии, им угрожает выполнение решения, принятого вологодским судом, сообщают СМИ.
«Наш дом, который был куплен на материнский капитал, признали опасным для жизни детей, – рассказал Геннадий Лапшин корреспондентам «КП». – Но когда мы его покупали, то по всем правилам получали справку о его состоянии, и его признали удовлетворительным. А потом те же чиновники написали, что он непригодный!»
«Проживание несовершеннолетних не соответствует требованиям к их воспитанию… Имеется минимальный запас продуктов… Семья полная, многодетная, социально неустойчивая», – говорится в отчете органов опеки
«Проживание несовершеннолетних не соответствует требованиям к их воспитанию и содержанию, – заявили в органах опеки Белозерского района Вологодской области. – Отопление печное, воды в доме нет, проводка старая. Все требует ремонта. В доме полная антисанитария: беспорядок, сильная захламленность ненужных вещей. Дети непонятно чем занимаются (игрушек, развивающих игр у детей нет). Именно в таких условиях вынуждены проживать дети, сами Лапшины ничего плохого в этом не видят».
«Данная обстановка не способствует благополучному существованию и развитию детей. Семью можно отнести к категории семей с нестабильным материальным достатком», – подчеркнули сотрудники опеки, назвав семью Лапшиных «многодетной, социально неустойчивой».
По словам мужчины, позже с помощью сельсовета удалось ликвидировать отмеченные проверяющими недостатки – в доме поменяли проводку, починили печь. Однако, после этого претензии не были сняты, сотрудники опеки начали сбор компромата на семью, и родители решили скрыться вместе с детьми. Позже, уже в Карелии им вручили решение суда об ограничении в родительских правах. Сотрудники опеки собирались отобрать детей, но на сторону Лапшиных встали местные жители.
«Все им помогали, – рассказал сотрудник Лесоохраны Иван Махинов. – А когда в сентябре сюда целая делегация приехала – приставы, органы опеки, уполномоченный, я тоже приходил. Сказал, что нельзя детей забирать. Обещали вроде, что не будут. На зиму они одеты, обуты, еда есть, в доме тепло, родители непьющие, справятся. Со своей скотиной приехали даже».
Пока что дальнейшая судьба семьи и детей остается неопределенной. В защиту Лапшиных выступил уполномоченный по правам детей в Карелии Геннадий Сараев, сообщивший о ситуации в центральный аппарат Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. «Главный риск бедности в России – многодетность в сельской местности. Так вот, у Лапшиных – классический случай. Тут помогать надо, а органы опеки, получается, как монстры врываются в семью и ищут недостатки», – заявил детский омбудсмен Карелии.
В ноябре 2017 г. Верховный суд РФ принял постановление, разъясняющее, что бедность – еще не повод для изъятия детей из семьи. «Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании статьи 77 СК РФ, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для
развития детей в соответствии с имеющимися материальными
и финансовыми возможностями семьи», – говорится в документе.