Благотворительные фонды, опрошенные «Милосердием», поддерживают предлагаемые Минюстом новации в области отчетности по сборам в ящики для пожертвований – но при условии, что будет разработан адекватный, удобный и выполнимый регламент их реализации.
«Предлагаемая отчетность по самой своей идее есть шаг в правильном направлении. Принятые ранее поправки к закону о благотворительной деятельности, устанавливающие новые правила работы с ящиками-копилками, обрастают плотью ведомственных распоряжений, приказов, инструкций.
При этом сама реализация хромает, и непонятно, почему, например, отчетность предполагается именно квартальная или зачем понадобились новые отдельные бланки и формуляры, а нельзя просто добавить ячеек в уже существующие формы отчетности НКО на сайте Минюста», – полагает президент фонда «Предание» Владимир Берхин.
По его словам, фонд внимательно следит за ситуацией, находится в контакте с авторами проекта и будет добиваться его приведения к более удобному всем виду – «чтобы и нормы работали, и сотрудники от лишней административной нагрузки не пострадали».
В фонде «Второе дыхание», который занимается «ящичным» сбором вещей на благотворительность, обращают внимание на то, что до сих пор никто по сути борьбой с возможным мошенничеством в этой сфере не занимался.
«Сейчас этот рынок никак не зарегулирован – мы наблюдаем, как коммерческие компании устанавливают ящик, стоимость которого составляет 18-25 тысяч рублей и собирают в него товар на сотни тысяч рублей ежемесячно. Достаточно написать на контейнере: «поможем детям и старикам» – и люди понесут. Подобный «фандрайзинг» имеет такое же отношение к благотворительности, как незаконные сборы в электричках, и может быть даже более прибылен, потому что до сих пор на это никто не обращал внимание», – рассказала учредитель фонда Дарья Алексеева.
«Пару лет назад я встречалась с мэром Берлина Михаэлем Мюллером и рассказывала ему про нашу работу, – отметила она. – Единственным вопросом, который он задал, был: а как ваше правительство регламентирует работу таких организаций как ваша? Мы в Германии сталкиваемся с тем, что желающих собирать секонд-хэнд очень много, и приходится их валидировать и отсеивать».
«Я тогда не поверила, что это возможно в нашей стране, но сейчас, кажется, мы движемся в правильном направлении. Главное, чтобы был разработан адекватный регламент работы и выполнить новые требования было реально», – подчеркнула руководитель фонда.