В Москве созданы 54 ресурсные школы, реализующие эффективные модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Об этом сообщили в департаменте образования столицы.
Речь идет о включении в проект «Ресурсная школа», проводящийся в городе с 2015 г., образовательных организаций, имеющих опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимое материально-техническое обеспечение и квалифицированных специалистов.
«Создаваемые условия позволяют обеспечивать комплексное использование ресурсов, современных технологий, технических и методических средств для обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проект позволяет учащимся обучаться в школах, расположенных рядом с домом, а также достигать образовательных результатов, которые в дальнейшем определят их жизнь и место в обществе», – заявили представители департамента.
Создание сети ресурсных школ – значимый шаг, потому что этот проект направлен на поддержку образования для всех детей с ОВЗ, рассказала порталу Милосердие.ru исполнительный директор РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт», член совета МГАРДИ Елена Багарадникова.
По ее словам, смысл проекта – в выделении образовательных учреждений, которые становятся опорными для внедрения инклюзии.
«Их задача – быть ресурсными по отношению к детям, уметь обучать разных детей с ОВЗ. Но задачи принять к себе всех детей из близлежащих межрайонных комплексов не стоит – обязательны к зачислению те дети, кто относится к этому комплексу территориально, а также, имело бы смысл брать туда детей , с обучением которых не могут справиться в обычных школах в силу комплексности или тяжести нарушения», – рассказала руководитель РОО «Контакт».
Второе и самое важное направление деятельности ресурсных школ – методическая и ресурсная поддержка других образовательных учреждений, считает эксперт. Они должны стать местом подготовки педагогов к работе с учениками с особыми образовательными потребностями, проводить стажировки, мастер-классы и семинары. Помогать окружающим школам методически, консультативно. А также, при необходимости – иметь возможность предоставлять недостающих специалистов.
«Это хорошее решение еще и потому, что оно стимулирует особое внимание к инклюзии и там, где в этом направлении до сих пор ничего не делалось – в любом случае одна из школ в микрорайоне должна стать ресурсной. Там, где вообще ничего не было, заставляют что-то делать», – считает руководитель организации, помогающей детям с аутизмом.
«Пока что неясно, по каким критериям могут попасть в ресурсные школы ученики с ОВЗ, требующие особого внимания – нет четко прописанных алгоритмов. Но в целом – это движение в нужном направлении.
Мы выступаем за шаговую доступность образования для детей с ОВЗ, но при этом понятно, что сразу необходимого количества ресурсов для того, чтобы все школы могли брать любых детей, не найти даже в самом богатом городе. Поэтому деньги получают сейчас ресурсные школы – на дооборудование, на обучение специалистов, чтобы накопить у себя тот самый ресурс для работы с особыми детьми, и суметь им со временем поделиться с другими», – рассказала Елена Багарадникова.