Наталья Косихина заявила о необходимости ввести ответственность вплоть до уголовной для блогеров без профильного образования, если после их медицинских советов пострадали. Сенатор сообщила «РИА Новости», что лекции и семинары по медицине очень популярны среди россиян, но часто их ведут лица, не имеющие отношения к здравоохранению и науке. Однако люди доверяют им, «покупаясь» на убедительную речь и различные сертификаты, и в итоге отдают предпочтение нетрадиционным способам лечения, что может быть опасно.
Косихина подчеркнула, что люди без медицинского образования не имеют права транслировать на широкую аудиторию методы лечения и должны понимать, что их блоги ждет блокировка. Также сенатор считает возможным введение административной и уголовной ответственности для таких лиц «в зависимости от пострадавших и степени травмы для здоровья, полученной после применения людьми вредных советов».
Директор службы помощи онкобольным «Ясное утро» Ольга Гольдман считает, что ограничения нужны, так как больные раком порой в надежде на исцеление прислушиваются к шарлатанам охотнее, чем к медикам, в то время как промедление перед началом лечения может стоить человеку жизни:
«Мы поддерживаем контроль медицинской информации в интернете. С тем, что Росздравнадзор и Роскомнадзор должны над этим работать, я абсолютно согласна, потому что люди, которые не имеют медицинского образования, не должны давать советы на эту тему. К сожалению, это распространено в онкологии, где любое промедление значительно понижает шансы пациента на успешное выздоровление. Люди, которые предлагают лечить онкологию, например, заговорами, наносят вред больному – ведь лечение не начинается вовремя.
То, что пациенты хотят найти наименее травматичный для них способ лечения – это нормально. Столкнувшись с тяжелой болезнью, человек хочет узнать о всех методах борьбы с ней, которые ему доступны. Но он не должен попасть в руки проходимцев. Мы сталкивались с такой проблемой – и даже привлекали к ней внимание разных органов. Но, к сожалению, действенных механизмов пока нет. Если у организации нет медицинской лицензии, то ее действия не подходят под сферу Росздравнадзора. Если человек даёт сомнительные медицинские советы, то Роскомнадзор тоже не уполномочен с этим разбираться. Мы писали провайдеру с просьбой заблокировать мошеннический сайт, ответ был следующий: «Мы не можем заблокировать ничего без решения суда». Понятно, что в его ожидании могут пройти месяцы – и тысячи людей увидят недостоверную информацию. Поэтому нужен механизм быстрой блокировки, чтобы потом уже разбираться. Но важно чтобы нормальные блогеры, не попали «под руку».
Директор «Центра проблем аутизма» Екатерина Мень высказалась против введения ответственности, так как, по ее мнению, это снизит мотивацию пациентов, а также затруднит работу НКО и благотворительных фондов:
«С одной стороны, понятно стремление обезопасить пользователей, но не попадет ли под уголовную ответственность, например, тот, кто просто посоветовал своему подписчику сесть на диету или не есть сахар? Медицинские услуги – это не только лекарства. В «четырех П» современной медицины есть такое понятие как «партисипативность», то есть соучастие. Пациента информируют, обучают, приучают принимать собственное решение относительно образа жизни, приема лекарств и так далее. То, что сейчас предлагается – это очень устаревшая, патерналистская модель, когда считается, что врач обладает «сакральным знанием», а пациент – всегда неразумный ребенок. В медицинской помощи много психологии, философии – почему человек с другим образованием не может дать совет по образу жизни, изменению привычек?
Очевидно, если в интернете кто-то советует самому себе вылезать аппендикс – это за гранью. Но если он рекомендует принимать витамин D или магний, предупреждая о последствиях злоупотребления? Под уголовную ответственность могут попасть невинные люди. Есть форумы по медицинской самопомощи, где люди, например, страдающие биполярным расстройством, делятся своим опытом, обсуждают лекарства и побочки от них – если это попадет под запрет, то лечиться многие перестанут. Есть ещё понятие «организация медицинской помощи». Огромное количество фондов связано с тем или иным медицинским диагнозом. Маршрутизатор, который координирует людей, рекомендует им клиники и врачей, тоже может понести ответственность. Получается, что врач всегда прав, даже если его профиль не связан с заболеванием, а человек, имеющий, например, колоссальный опыт борьбы с сахарным диабетом, не может им поделиться».