Предусмотренное президентским указом расширение системы долговременного ухода за инвалидами и престарелыми (СДУ) до охвата полумиллиона подопечных к 2030 году требует введения новых законов и правил как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровне. Об этом заявили в Счетной палате (СП) по итогам проверки СДУ в пилотных регионах, где система применялась еще до ее повсеместного введения в 2023 году.
«Федеральный закон № 442‑ФЗ, в рамках которого реализуется пилотный проект, не регулирует отношения, связанные с предоставлением услуг долговременного ухода, не содержит понятия долговременного ухода, входящих в него социальных услуг, методологических подходов к определению контингента получателей, порядка и условий предоставления услуг долговременного ухода, требований к их оказанию и контролю за предоставлением, а также не устанавливает полномочия органов государственной власти по предоставлению услуг долговременного ухода», – говорится в отчете СП.
Аудиторы отметили, что приказы Минтруда о реализации СДУ в отдельных регионах не являются обязательными. На их основе региональные власти принимают свои документы, которые могут отличаться друг от друга. Так, выяснилось, что в разных субъектах Федерации используются разные подходы для выявления нуждающихся в уходе, определения объема положенных им услуг и для определения численности получающих долговременный уход. В некоторых регионах местные законы позволяют предоставлять услуги СДУ только инвалидам и престарелым с третьим, самым высоким уровнем нуждаемости в уходе. В ряде областей долговременный уход предоставляется за плату. Отмечается нехватка кадров для СДУ, прежде всего экспертов по оценке нуждаемости и помощников по уходу, и отсутствие единых требований по обучению и переподготовке необходимых специалистов.
«Численность получателей услуг долговременного ухода выросла с 51 300 человек в 2019 году до 171 200 человек в 2023 году, что подтверждает нуждаемость и востребованность граждан в данных услугах. В ходе мероприятия не выявлено граждан, необоснованно получающих услуги ДУ», – рассказали в Счетной палате.
Там предложили поручить Минтруду в срок до 15 января 2025 года проработать вопросы «о нормативном закреплении полномочий по предоставлению услуг долговременного ухода, понятия долговременного ухода, входящих в него социальных услуг, требований к их оказанию и контролю за предоставлением, условий определения контингента получателей данных услуг», а также о закреплении единых правил организации и контроля в области долговременного ухода, включая сбор статистических данных.
С полным текстом отчета Счетной палаты о проверке можно ознакомиться по ссылке.