Организации, объединяющие родителей детей-инвалидов, подготовят предложения по новому плану по созданию специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ до 2020 года. Об этом порталу Милосердие.ru рассказала член Попечительского совета при Правительстве РФ Елена Клочко.
Проект этого плана был представлен и одобрен на специальном заседании, прошедшем в Минобрнауки под председательством главы министерства Ольги Васильевой 28 сентября.
В числе первоочередных задач, которые должны быть решены в рамках плана, в министерстве назвали обеспечение детей с инвалидностью и ОВЗ в возрасте от 1,5 до 7 лет местами в детских садах, специально адаптированными под их потребности.
Речь шла также о развитии вариативных форм дошкольного образования, об утверждении образовательных стандартов для детей с ОВЗ до 4 класса включительно и примерных адаптированных программ общего образования для 5 -9 классов.
По словам замглавы Минобрнауки Татьяны Синюгиной, самый большой раздел плана посвящен подготовке кадров для работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ. Также планируется развитие регионами сети коррекционных классов, создание психолого-педагогических и медико-социальных центров, и психолого-медико-педагогических консилиумов в школах.
«Отдельно заместитель министра рассказала о разработке плана («дорожной карты») по созданию условий для обучения лиц с интеллектуальными нарушениями и психическими расстройствами», – отметили в Минобрнауки.
«В целом этот проект можно оценить как позитивный, он содержит много важных для нас инициатив, – заявила порталу Милосердие.ru Елена Клочко. – В ходе обсуждения участникам, включая профильные федеральные ведомства, стало понятно, что существенные сложности связаны с механизмами реализации образовательных прав – например, для детей с РАС и ментальными нарушениями – там, где специальные условия определяются не пандусами или подъемниками, а требуются совершенно другие вещи.
Поэтому в проекте предусмотрена разработка отдельного плана для людей «с интеллектуальными нарушениями и психическими расстройствами»».
По словам эксперта, в одном из пунктов проекта говорится о необходимости обсуждения будущей деятельности с родительскими организациями. «Это хорошо, учитывая, что до сих пор с нашими организациями он не обсуждался. Мы договорились о недельной отсрочке, чтобы сформулировать наши предложения», – пояснила она.
Очевидно, что из проекта нужно убирать понятие «психические расстройства» – в области образования речь должна идти не о диагнозах, а о тех или иных ограничениях жизнедеятельности, требующих специальных условий образования, считает член Попечительского совета. Но в целом о предложениях можно будет говорить, когда будут собраны отзывы от нескольких объединений родителей детей-инвалидов.
«Полагаю, что как и любой документ, утверждаемый Правительством, план должен быть размещён на соответствующем портале для общественного обсуждения. Мы планируем разместить его для обсуждения на сайте Координационного Совета по делам детей-инвалидов при ОП РФ invasovet.ru«, – рассказала Елена Клочко.