Заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества Ольга Занко рассказала «Милосердию.ru», как будет работать инициированный ей новый закон о специальных счетах для благотворительных сборов на карты.
Сейчас законопроект находится на стадии обсуждения с экспертами, рассказала Ольга Занко: «По моей инициативе была образована рабочая группа в Госдуме, пригласила туда представителей разных профильных комитетов – важно принять такое решение, которое будет реально защищать от мошенников и будет исполнимым».
Первая встреча рабочей группы пройдет 31 марта. До этого общественники, члены Общественной палаты, Совета по правам человека и представители банковской сферы делились своими мнениями о законопроекте, которые будут учтены при формировании повестки.
«С принятием мы не спешим, закон должен быть рабочим. Он решает не сиюминутные проблемы, а то, что копилось годами», – поясняет Занко.
По ее словам, сейчас остаются открытыми вопросы, которые касаются технической стороны – законотворцы хотят понять, какие технологии уже есть у банков и что они готовы доработать. «В том варианте, в котором мы сошлись с большинством, можно будет отслеживать и зачисления, и расходы. От кого поступления, будет видеть только банк и благополучатель, – говорит зампред комитета по развитию гражданского общества. – Расходы должны видеть все, мы предлагаем в свободной форме заполнять это поле, и уже опираясь на отчеты о расходах жертвователи смогут понять, с кем они имеют дело. Сразу видно, когда завышаются цены, нет расписок и фотографий».
Достоверность размещенных сведений будет проверяться прежде всего через общественный контроль, говорит Занко: «Сильнее общественного контроля ничего нет. Мы лишь делаем его прозрачнее и понятнее для широкого круга лиц».
Если законопроект примут, воспользоваться нововведением смогут миллионы россиян. Но про объемы пожертвований говорить рано, пока не найдены эффективные решения по всем положениям законопроекта, отмечает Занко.
«Наша задача – не препятствовать развитию благотворительной деятельности, а сделать эту сферу более прозрачной, повысить доверие. Но, полагаю, что это может подтолкнуть стать благотворителями тех, кто до этого относился к пожертвованиям в адрес физлиц настороженно. Есть понятный благополучатель, которому нечего скрывать, он обратился в банк и получил счет, он соблюдает удобную и простую форму отчетности – почему ему не помочь? Доверия больше», – считает разработчик законопроекта.
Что касается ограничений по сумме сбора, на этот счет у законотворцев пока нет окончательной позиции. «У банков, конечно, есть свои внутренние механизмы проверки на злоупотребления. Также всегда можно обратить внимание на того, кто нечестно расходует средства – главное, чтобы был понятный и прозрачный механизм общественного контроля», – считает Занко.
Если говорить о зарубежном опыте, то в ОАЭ есть аналог специальных счетов для благотворительных сборов, но он больше ориентирован на контроль со стороны государства, там мало что доступно из информации простым жертвователям: главное – это получить разрешение на само открытие спецсчета.
В некоторых странах физлицам вообще запрещено собирать благотворительные пожертвования, это могут делать только НКО. Например, физлица не могут собирать пожертвования в Китае (за исключением совсем небольших сборов, которые все равно необходимо согласовывать с местными властями).
«У нас же граждане, которые раньше не совершали никаких мошеннических действий, смогут получить отдельный благотворительный счет буквально в пару кликов. Авторизация через Госуслуги сделает это быстрым и безопасным», – планирует Ольга Занко.
При этом разработчики проекта не забывают о безопасности жертвователей и благополучателей, понимая опасение людей, которые переживают за свои персональные данные. «Это очень деликатная тема, которая требует тонкого регулирования. Мы не должны создавать излишнюю бюрократию и барьеры», – резюмирует зампред комитета по развитию гражданского общества.