Проекты, победившие на конкурсе президентских грантов, оказались под угрозой срыва из-за технических сбоев и бюрократических задержек, вызванных слиянием баз данных Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда. В Фонде президентских грантов (ФПГ) порталу Милосердие.ru рассказали, какие меры были приняты, чтобы защитить грантополучателей, и что делать НКО, оказавшимся в подобной ситуации.
Среди организаций, пострадавших от последствий объединения ведомственных баз, оказалось добровольческое движение «Даниловцы», выигравшее трехмиллионный грант на проект по обучению волонтеров. Как рассказал глава организации Юрий Белановский, в Федеральной налоговой службе его сотрудникам сообщили, что у движения якобы есть задолженность в два миллиона рублей по платежам в ПФР.
Между тем, отсутствие долгов – обязательное условие для получения грантов, и справка об отсутствии задолженности входит в число документов, которые подаются для заключения договора по гранту с ФПГ.
«Даниловцы»: пришлось признать несуществующий долг
По словам Юрия Белановского, несмотря на то, что в ПФР подтверждают отсутствие у «Даниловцев» долгов, ФНС не может принять справку об этом на бумажном носителе. При этом электронный документооборот между ведомствами не отработан. По внутренним каналам налоговая служба направляет запросы в ПФР, после чего начинается ожидание ответа.
«Два месяца наш исполнительный директор и бухгалтера возят из пенсионного фонда в налоговую бумажные ОПИСАНИЯ ФАЙЛОВ, по которым налоговая должна файлы найти и внести в базу, после чего база изменится. И, как вы догадываетесь, налоговая не торопится.
Везде очереди, везде надо записываться на прием у специалиста и все объяснять, объяснять, объяснять. Иногда 2-3 дня уходит только на дозвон к специалисту», – рассказал глава благотворительной организации в Facebook.
В результате к 14 ноября «Даниловцам» удалось добиться признания ошибочным начисления 95% предъявленной суммы. Однако, до крайнего срока подписания договора, который наступает 17 ноября, решить вопрос по оставшимся претензиям ФНС уже не удавалось, что ставило под сомнение получение выигранного гранта.
Как рассказал Юрий Белановский порталу Милосердие.ru, срыва получения гранта удалось избежать благодаря личному вмешательству главы ФПГ Ильи Чукалина. Однако, некоммерческой организации пришлось выплатить требуемую сумму за счет средств, предназначенных на зарплату сотрудникам.
«Мы признали за собой несуществующий долг 162 тысячи, оплатили его, и ФПГ принял от нас эту платежку. Теперь мы будем обращаться в налоговую, чтобы получить деньги обратно», – рассказал руководитель «Даниловцев».
«Судя по разговорам в очередях, в которых стояли наши бухгалтеры, это огромная проблема для малого бизнеса. Люди разоряются, счета заморожены», – отметил Юрий Белановский.
После обсуждения ситуации в соцсетях стало понятно, что она затронула и многие НКО, в том числе – получившие гранты. Большинству из них были предъявлены относительно небольшие суммы, которые им оказалось проще оплатить, чем добиваться справедливости. Однако, несколько НКО-грантополучателей также испытывают серьезные проблемы.
«Система вынудила огромное число организаций признать себя виноватыми вопреки правде», – подчеркнул руководитель добровольческого движения.
НКО трудно себя защитить
Как сообщила порталу Милосердие.ru директор Центра проблем аутизма Екатерина Мень, в октябре 2017 года со счета этой организации налоговой службой были сняты средства уже полученного гранта в размере 400 тысяч рублей. Поводом стали аналогичные претензии, появившиеся в результате сбоев после слияния баз данных ПФР и ФНС. В результате центру также пришлось использовать собственные средства, чтобы возместить нехватку на счете гранта, и продолжить его выполнение.
«Мы просто заплатили эти деньги, как бы ни было нам жалко. А теперь мы разбираемся. Часть уже удалось вернуть», – рассказала Екатерина Мень.
По ее словам, для решения проблемы организация привлекла волонтеров – специалистов, которые помогли составить необходимые документы.
«На самом деле, от этого пострадали не только НКО или индивидуальные предприниматели. Выяснилось, что это системная проблема, которая коснулась юридических лиц всех форм. Но НКО в подобных случаях более уязвимы. Крупные корпорации имеют большой штат специалистов, они предвидят такие ситуации, готовятся к ним, могут себя защитить – а НКО лишены такой возможности», – отметила руководитель Центра проблем аутизма.
ФПГ: никто еще не лишился гранта
Проблема с мнимыми долгами НКО носит системный характер, и в Фонде президентских грантов прилагают усилия для того, чтобы грантополучатели не потерпели из-за этого ущерба, рассказал генеральный директор ФПГ Илья Чукалин.
«Еще в июле прошлого года был принят ряд законов, в соответствии с которыми администрирование страховых взносов было передано от органов управления государственных внебюджетных фондов к налоговым органам, – пояснил он порталу Милосердие.ru. – С 1 января эти акты вступили в силу. ПФР в том числе должен был передать в налоговые органы передать информацию о задолженности по состоянию на 1 января. Проблема в том, что они за 11 месяцев так и не завершили корректную сверку этой задолженности.
У налоговых органов до сих пор информация о задолженности есть в том виде, в котором она предоставлена ПФР. А пенсионный фонд часто дает очень некорректную информацию.
Это проблема не одной организации, а очень многих. Единого решения на этот счет нет. Все, что мы можем делать – это помогать сторонам более оперативно коммуницировать. И надо сказать, что если ПФР нам навстречу не идет, то налоговые органы очень стараются нам помочь.
Мы уже заключили договор с движением «Данловцы», их гранту ничего не угрожает, они его получат. Но, действительно, есть проблема во взаимодействии между пенсионным фондом и ФНС. Будем надеяться, что в течение этого года вопрос будет урегулирован.
Скоро мы назовем победителей второго в этом году конкурса президентских грантов. Для них мы введем уже несколько другую систему, мы не будем их отправлять за этими справками, а сами попробуем уточнять нужные сведения. Мы уже предупреждали НКО, чтобы они заранее прояснили вопрос о своих долгах.
Всем, у кого обнаружится такая же проблема с фиктивным долгом, мы назначим кураторов из числа работников фонда, их имена и телефоны появятся в личном кабинете на сайте. Кураторы будут заниматься проблемой мнимой задолженности.
Но хочу подчеркнуть: если окажется, что задолженность настоящая, хотя бы даже на сто рублей – НКО нужно будет срочно бежать и оплачивать эти сто рублей. Выдавать грант, если долги действительно есть, мы не имеем права.
– Что можно посоветовать тем НКО, которые уже попали в такую ситуацию?
– Нужно все-таки проявить терпение и спокойствие. Наша государственная система временами бывает несколько неповоротлива и неуклюжа в силу своей громоздкости. Важно проявить активность, и не пускать дело на самотек.
Мы граждане своей страны, мы вправе требовать от госорганов, существующих на наши деньги, качественного оказания услуг. Есть законные способы, административные процедуры, в том числе – подача жалобы на некачественное оказание госуслуги, которой является выдача справки об отсутствии задолженности. Не стоит срывать зло на работниках налоговой службы – они просто не имеют юридических оснований действовать на основе иной информации, чем та, что получена ими в установленном порядке из ПФР.
– Есть ли случаи, когда из-за мнимых задолженностей кто-то не смог получить выигранный грант?
– До сих пор у нас таких случаев не было. Мы стараемся помогать организациям, у которых возникли эти проблемы. Да, у Фонда президентских грантов есть право отказаться от заключения договоров с теми, кто не предоставил необходимые документы в течение 45 дней, этот срок наступил еще в сентябре. Но мы, понимая ситуацию, не используем это право.
В результате осталось лишь несколько проблемных историй, считанные единицы. Все остальные случаи нам удалось урегулировать в ручном режиме, взаимодействуя с Федеральной налоговой службой. Мы не хотим превратиться в какое-то бюрократическое ведомство, безразличное к проблемам людей – мы стараемся им помочь!».