С 1 сентября дети из сиротских учреждений будут переведены в обычные школы почти во всех регионах. Об этом на селекторном совещании, посвященном началу учебного года, рассказала вице-премьер России Ольга Голодец.
«В этом году у нас будет еще одна новация: в 2016 году практически повсеместно в обычные общеобразовательные школы пойдут учиться воспитанники детских домов. Это очень важный шаг программы обеспечения в детских домах условий жизни, максимально приближенных к семейным формам воспитания», – передает ее слова «Интерфакс».
Необходимо, чтобы во всех регионах «ребята, которые проживают по тем или иным причинам в детских домах, максимально чувствовали себя социализированными», подчеркнула вице-премьер.
О важности предстоящих изменений и о связанных с ними возможных проблемах порталу Милосердие.ru рассказала директор благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская:
– По Закону об образовании, школы в детских домах и интернатах для обычных детей-сирот должны быть упразднены, и живущие там дети давно должны были пойти в общеобразовательные школы. Но процесс несколько затянулся, и некоторые школы все еще оставались внутри детских домов.
Постановление правительства № 481 о реформе детских домов, в подготовке которого участвовала и наша организация, ввело это требование не только для детей нормы, но и для всех детей в принципе. Там фиксируется, что все дети должны учиться во внешних учреждениях, за исключением случаев, когда это невозможно – и дети нормы, и дети с коррекцией. Даже дети раннего возраста должны посещать внешние детские сады, а не находиться круглосуточно в учреждении для детей сирот.
Это ситуация, которая должна коренным образом поменяться за короткий срок. Потому, что если с выводом детей нормы во внешние учреждения процесс уже идет несколько лет, то дети, например, в ДДИ буквально до последнего года-полутора фактически нигде не учились.
Это будет довольно сложная история. Точно так же – с домами ребенка, сотрудники которых часто вообще не привыкли к тому, что дети могут выводиться на дневное время в детский сад, а не находиться круглосуточно за забором внутри помещения.
– Насколько готовы к этим переменам школы, дети, родители? Например – к возникновению возможных проблем, если в классах появятся группы детей из интернатов?
– На самом деле, в классах не должны появляться никакие «группы». Дети должны распределяться по классам и школам согласно возрасту и потребностям. К сожалению, сам порядок того, как это будет происходить, не зафиксирован. Поэтому может получиться по-разному.
Чем более дети из сиротских учреждений будут «скучкованы», тем больше они будут обосабливаться от остальных детей, восприниматься иначе, функционировать как группа. Поэтому я очень надеюсь, что для школ будут предоставлены соответствующие методические рекомендации для школ, что так действовать нельзя.
И школы, конечно, не очень готовы к таким переменам. Это показал и имеющийся опыт вывода в них из сиротских учреждений обычных детей, детей нормы. Школы были не готовы к этому.
Успех был там, где директора детских домов смогли, активно действуя, найти общий язык с учителями, директорами школ, приглашали их к себе, рассказывали им об этих детях. Когда представители учреждений приходили в школу, налаживали контакт – по сути, выполняли роль родителей. Тогда все получалось.
Когда же детдомовцев просто записывали и начинали водить в школу – конечно, появлялось настороженное отношение к ним, и какие-то проблемы, возникшие в школе, списывались на них без особых разбирательств.
Очень часто уровень образования у таких детей намного ниже среднего. С ними никто не занимается. При том, что детей вывели в школы, для них не заложили никакого переходного периода, с деньгами, финансами на репетиторов. Это, конечно, не очень разумно.
В итоге эти проблемы есть до сих пор, когда дети приходят в школу, не дотягивают до нужного уровня, и у школы нет ни средств, ни времени, ни желания их подтягивать. А у детского дома теперь нет такой возможности, потому что все учителя выведены за штат.
Конечно, это очень плохо. Я надеюсь, что на эти вопросы обратят внимание, ведь сейчас планируется массовый вывод детей в обычные школы, тема должна быть как-то продумана.
Дети, безусловно, с трудной судьбой и трудным поведением, поэтому факт механического вывода их в школу без подготовки детей, учителей, родителей, без идеи, что их надо максимально рассредоточить, не отправлять в класс группой, без подтягивания до возрастной нормы по предметам – все это может иметь очень негативный резонанс и серьезные сложности при внедрении.
Хорошо бы школы, а в первую очередь в общем-то министерство образования, успели эту соломку подстелить, заложив мероприятия и методические рекомендации для решения этой задачи. Вот как раз плацдарм для нового министра -показать себя в реальном деле
Проблемы обязательно будут. Но это движение в верном направлении, его необходимо поддерживать.