Падение цен на нефть до $33 и падение курса рубля до отметки 75 рубль за доллар только кажутся предметом большой политики и макроэкономики, на самом деле эти макроэкономические события непосредственно скажутся на благотворительной сфере, и особенно на бюджетах НКО, работающих в сфере здравоохранения, считает главный редактор Русфонда Валерий Панюшкин.
Большинство сборов российских благотворительных фондов осуществляются в рублях, а большинство расходов «медицинских» НКО так или иначе совершаются в валюте. «Даже если мы переводим деньги в российские клиники, надо понимать, что их цены во многом состоят из закупок зарубежных лекарств, зарубежного оборудования и зарубежных реагентов. Затевая большую войну нефтяных цен, политики про больных детей не подумали – их проблемы, по сравнению с проблемами нефтяного ценообразования, пренебрежимо малы», приводит слова Панюшкина Коммерсант.
«Наши потери невосполнимы. В Библии Иов, потерявший детей, радовался, когда за долготерпение Господь восстановил и приумножил детскую популяцию в его доме. Но мы не умеем как Иов. Мы не можем радоваться, если завтра, когда цены на нефть восстановятся, мы получим двоих детей на каждого потерянного сегодня. Мы будем вечно горевать об этом потерянном», – полагает представитель Русфонда.
Если средства на государственные медицинские программы выделяются в рублях, а лекарства для этих программ покупаются за доллары, то это значит, что государственная программа «Онкология», например, сократится на 10%, стоит только рублю на 10% подешеветь, полагает Панюшкин. «Если Русфонд собирает деньги в рублях, а противогрибковые препараты для детей, больных раком крови, покупает за валюту, то противогрибковых препаратов для детей станет меньше», – продолжает он.
Более того, за падением курса рубля последует повышение цен, а за повышением цен последует снижение сборов благотворительных фондов – просто потому, что люди станут меньше жертвовать в кризисной ситуации, полагает эксперт. То есть не только вырастут расходы «медицинских» благотворительных фондов, но и упадут сборы всех фондов – и медицинских, и образовательных, и экологических, и даже военно-патриотических. «Эти потери на всю страну будут измеряться в нескольких миллиардах рублей, в цифрах, которые на фоне глобальных нефтяных сделок пренебрежимо малы», – подчеркивает автор колонки.