Об инциденте в московском роддоме № 8 сообщили в Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы. По словам правозащитников, женщину, у которой уже начались роды, не хотели принимать в медучреждение, объясняя это разными причинами – отсутствием договора с тюремной медсанчастью, отсутствием у заключенной полиса ОМС, а у конвоиров – мазков на ковид и т.д.
«В родильном доме заявили, что с ними нужно заключить некое соглашение. Начальник медсанчасти СИЗО вызвала члена ОНК Марию Ботову (она медик по образованию) с просьбой помочь разобраться в ситуации. Под давлением правозащитников сотрудники роддома все же приняли женщину, а вот конвой поначалу пускать отказались, предложив сотрудникам ФСИН оформить присутствие конвоиров как… партнерские роды», – заявила член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Ева Меркачева.
Как рассказали правозащитники, в итоге роды у заключенной все же приняли. Но ее не стали помещать в палату, вывезли в коридор, а через два часа после родов попросили подписать отказ от дальнейшей медпомощи и выписали. При этом сотрудники роддома заявили, что впредь не будут принимать рожениц из СИЗО, сообщила Мария Ботова.
Родовспоможение – это экстренная медицинская помощь, отказ в которой недопустим, а право заключенных на медпомощь не может быть ограничено, подчеркивает она. По словам Марии Ботовой, подобные проблемы наблюдаются только в этом роддоме.
В связи с инцидентом правозащитники намерены обратиться к уполномоченному по правам человека в России Татьяне Москальковой, в прокуратуру и Минздрав. Портал «Милосердие.ru» запросил комментарии в Департаменте здравоохранения Москвы.
Осенью 2022 г. правозащитники сообщали о многочисленных случаях отказа в медицинской помощи заключенным столичных СИЗО в городских больницах и возможной связи таких отказов с ростом смертности заключенных. Причиной называли задержку с подписанием необходимых договоров. В свою очередь, в пресс-бюро ФСИН сообщили «Милосердию.ru», что сведения об оставленных без медпомощи заключенных не соответствуют действительности.
Отказы в лечении заключенных, за которое больница не получит денег ни по договору, ни по ОМС, могут быть связаны с тем, что врачи в таким случае опасаются обвинений в злоупотреблении должностными полномочиями и растрате, предположил тогда вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников.
Дополнение: позже в пресс-службе Депздрава Москвы сообщили «Милосердию.ru», что в связи с инцидентом проводится служебная проверка, в ходе которой будут выяснены все обстоятельства оказания медицинской помощи беременной, в том числе после родов. Женщина получила экстренную медпомощь, ребенок родился здоровым и остается в больнице под наблюдением. Экстренная медпомощь оказывается городскими медучреждениями бесплатно и безотлагательно, а в обычном порядке заключенных должны лечить медики подведомственных ФСИН учреждений, подчеркивают в ведомстве.