Ученые Российского государственного социального университета разработали платформу «МЫ», с помощью которой любой желающий может узнать собственный социальный рейтинг.
По словам разработчиков, на рейтинг в предложенной ими системе положительно влияет наличие у человека семьи, отсутствие долгов, высшее образование. Учитывается состояние здоровья и наличие сбережений.
«Цифры социального рейтинга никак не влияют на вашу жизнь, на доступность услуг или карьерную траекторию. Но как знать, чем эти цифры станут для вас в будущем?..» – подчеркивают в РГСУ.
Технология социального рейтинга уже используется в Китае, где предметом оценки становится благополучие, благонадежность и общественная польза поведения гражданина, при этом люди с высоким рейтингом получают ряд преимуществ, а с низким – подвергаются ограничениям. В Казахстане при содействии ООН запущена программа «Социальная карта семьи» – доступная государству информация о гражданах оценивается в автоматическом режиме, и семьи с низким рейтингом получают право на меры соцподдержки. Аналогичный подход применяется в ряде стран Запада.
В России с 2022 г. начался переход к системе «социального казначейства», когда сведения о гражданах из различных ведомств поступают в единый центр обработки, и им в проактивном режиме (без заявлений) назначаются пособия. Возможность введения социального рейтинга по китайскому образцу не обсуждалась на государственном уровне, но о ней неоднократно спорили политики и общественные активисты.
«Мы смотрим, как ведут себя наши знакомые, коллеги, соседи и невольно оцениваем их. Один – пьяница, отщепенец, неопрятный человек, а другой – ударник труда, семьянин, успешный специалист или предприниматель. <…> Государство будет поощрять тех, кто ведет здоровый образ жизни, работает, создает семью, исполняет гражданский долг. Те, кто этого не делает, никак наказываться, конечно, не должны, все их права сохраняются, но и бонусов они не получат. При этом ничто не мешает перейти из группы в группу», – заявил в октябре 2023 г. NEWS.ru зампред комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов.
«Никакие ограничения прав на основе рейтингов, идентификации и так далее не должны допускаться. Как только возникают социальные рейтинги и единые базы, те, кто имеют к ним доступ, начинают продавать информацию или использовать ее в своих интересах», – заявил тогда же «ПГ» член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Игорь Ашманов, назвав социальный рейтинг «вредной и подлой идеей цифровизаторов».