По состоянию на 1 августа в российских СИЗО содержалось 114 172 человека, сообщили изданию «Коммерсантъ» во ФСИН РФ. При этом изоляторы страны рассчитаны в общей сложности на 118 495 человек. «Общий лимит наполнения не превышен, – сделали вывод в федеральной ФСИН. – Это число (количество арестантов на 1 августа – ред.) меньше общего лимита наполнения на 4%». В ведомстве отметили, что в мае ситуация была даже хуже: тогда в российских СИЗО содержалось на 545 человек больше.
В мае член президентского Совета по правам человека и ОНК Москвы Ева Меркачева заявляла, что столичные СИЗО столкнулись с «жутким перелимитом». По ее словам, они рассчитаны на 9 тыс. человек, но их оказалось на 2786 больше. Тогда же проблему превышения лимита подтвердили во ФСИН России. Начальник управления исполнения приговоров и специального учета Игорь Вединяпин заявлял, что четверть российских изоляторов – 50 из 203 – переполнены. При этом собеседники в региональных ОНК и управлениях ФСИН в мае называли в качестве одной из причин «перелимита» специальную военную операцию, из-за которой часть помещений российских СИЗО и колоний отвели под граждан Украины.
В конце июля Ева Меркачева и адвокат Любовь Волкова проверили условия содержания людей в «Матросской Тишине» (СИЗО-1 Москвы). Как утверждает Меркачева, они зафиксировали «перелимит» изолятора на 43%: «Здесь «лишних» больше 600 заключенных. Хотя официально говорят про меньшее количество, потому что при подсчетах добавляют к площади камер еще и площадь больницы». Особенно тяжелая ситуация в третьем корпусе: «Люди спят на полу, камеры и коридоры в грибке, черные туалеты, ржавые трубы. Мрак». Правозащитница подчеркивает, что администрация СИЗО «не спорит» о проблеме «перелимита» и «обещает» расселить самые «тяжелые» камеры. Но никто не знает, куда деть 600 «лишних» человек, многие из которых арестованы по подозрению в экономических преступлениях.
По словам Меркачевой, в Москве «и по всей стране» проблему переполнения решали переводами арестантов в соседние регионы: «Но теперь отправлять некуда – забиты буквально все СИЗО. Например, москвичей соседние регионы не принимают, говорят прямо: извините, у нас своих полно, селить некуда».
Правозащитница указывает, что сотрудники Следственного комитета «в последние месяцы все чаще выходят с ходатайствами об аресте», причем по таким делам, по которым раньше, как правило, назначались домашний арест или подписка о невыезде.
«Это экономические преступления и даже мелкие кражи, – говорит она. – Хотя сейчас все в такой ситуации, что из страны и не выехать никуда. И значит, человека можно точно оставить под подпиской, а не помещать в СИЗО. Но сажают всех. Вероятно, следователи не хотят работать – или у них существует какая-то норма «арестной» отчетности».