Российская фармкомпания впервые получила «принудительную лицензию» на продажу своего аналога западного препарата, передает РБК со ссылкой на сообщение пресс-службы компании «Натива».
Столичный арбитражный суд 1 июня удовлетворил требование российской фармацевтической компании «Натива» о выдаче ей лицензии на пользование патентом американской корпорации Celgene в связи с наличием зависимого изобретения.
«Натива» планирует использовать свое зависимое изобретение при производстве средства с международным непатентованным наименованием леналидомид. Этот препарат является противоопухолевым иммуномодулятором, который применяется для лечения проказы, туберкулеза, СПИДа и множественной миеломы.
Суд удовлетворил иск российской фармкомпании.
«Это первое судебное решение о выдаче лицензии в связи с наличием зависимого изобретения, несмотря на то что соответствующие нормы о порядке предоставления подобных лицензий давно введены в Гражданский кодекс России», — отметила замгендиректор компании Юлия Герасимова.
«Согласно позиции ФАС России, правообладатели нередко злоупотребляют своим положением, и это в огромной степени препятствует развитию производства и поставкам социально значимых лекарств в России», — добавила она.
За использование патента американской компании «Натива» будет перечислять лицензионные платежи.
Российский леналидомид, согласно Госреестру предельных цен, значительно дешевле американского оригинала.
«Что дает всем нам такое решение суда? Во-первых, хотя у нас и не прецедентное право, но следующие аналогичные суды будут принимать легче. Во-вторых, это станет стимулом для Думы скорее принять закон, который бы упорядочил такую практику. И, в-третьих, ситуация выгодна для всех нас, которым важны дешевые и качественные лекарства», – отметил на своей странице в Facebook депутат Госдумы Федот Тумусов.
В конце мая 2018 года компания «Натива» подала аналогичный иск о принудительном лицензировании к немецкой компании Bayer (речь идет о препарате сорафениб).
В России разрабатывается законопроект, который должен расширить возможности для выдачи «принудительной лицензии», напоминает РБК. В 2016 году Федеральная антимонопольная служба предлагала лишать фармкомпании права на эксклюзивное производство и продажу запатентованных лекарств, если они по экономическим или политическим причинам отказались поставлять эти препараты в Россию.