Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) разработала проект рекомендаций для СМИ по освещению случаев самоубийства. Документ размещен для ознакомления и обсуждения на сайте ведомства.
Необходимость появления подобных рекомендаций объясняется негативным эффектом, который производят яркие и часто повторяющиеся сообщения СМИ о самоубийствах, в частности, на детей. Взаимосвязь между распространенной информацией (новостями или художественными произведениями), и новыми случаями суицида достоверно подтверждена неоднократно проводившимися исследованиями.
«Отмечено, что помещение репортажей о суициде на первые полосы изданий, использование крупного шрифта и указание на суицид в заголовке, дополнение репортажа фотографиями с места трагедии, регулярность освещения случаев конкретных суицидальных актов, романтизация суицида и представление его как «неожиданного акта совершенно здорового человека», придание событию сенсационного оттенка, подробное описание суицидов известных лиц усиливают вышеназванный эффект», – заявили в Роспотребнадзоре.
В числе предложений, разработанных с участием ведущих специалистов, занимающихся научной и практической разработкой вопросов суицидологи и информационной безопасности детей и подростков – рекомендации не публиковать информацию о самоубийствах на первой полосе издания; ограничивать остроту информации, ее объем и число сообщений о самоубийствах; избегать детального описания случившегося. Предлагается сопровождать такие сообщения сведениями о местных ресурсах социальной, психологической, психотерапевтической и психиатрической помощи, в том числе номерами «телефонов доверия».
Следование рекомендациям в подаче материала о суицидах поможет минимизировать вред, не приводя к отказу от освещения проблемы самоубийств в целом, подчеркнули сотрудники ведомства.
Ранее аналогичные рекомендации были сформулированы специалистами Всемирной организации здравоохранения.