В сообществе родителей детей-инвалидов предлагают Минтруду отменить или пересмотреть перечень профессий, рекомендованных для инвалидов. Сейчас он не учитывает в полной мере возможности людей с ментальной инвалидностью, и с другими видами нарушений, отмечают активисты.
«Необходимо исключить дискриминационный характер документа, ограничивающего сферы трудовой деятельности для людей с ментальными нарушениями и рекомендующего им только физический труд. Не понятно на чем основана невозможность творческих, нестандартных, индивидуальных профессий», – заявила председатель Челябинского регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Наталья Кутепова.
«В отдельный пункт нужно вынести необязательный характер рекомендаций, поскольку на практике это затрудняет не только прием на работу инвалидов, но и возможность реализации адаптированных образовательных программ учреждениями среднего профессионального образования. В документе никак не отражена специфика трудовой деятельности людей с РАС и сложной структурой дефекта, а также отсутствуют упоминания «сопровождаемой трудовой занятости», – отметила она во время совещания, организованного Центром сопровождения инклюзивного образования Института профобразования.
«Речь идет о перечне видов трудовой и профессиональной деятельности, рекомендованных для инвалидов, – пояснила Милосердию.ru федеральный куратор ВОРДИ по направлению Абилимпикс Маргарита Бородина. – Он закреплен еще в 2014 году приказом Минтруда номер 515.
И его нужно пересматривать кардинально, об этом говорит уже не только родительская общественность, но и специалисты. Потому что очень много вопросов в связи с обучением детей-инвалидов после школы, и с их дальнейшим трудоустройством».
По словам эксперта, хотя в приказе Минтруда и говорится о «рекомендациях», в действительности на него опираются другие правовые акты, приказы Минздрава, и в результате человек, не подходящий под требования, не может устроиться на ту или иную работу. На этот перечень ориентируются почти все работодатели, в соответствии с ним организуют и профобучение инвалидов, решают, какие профессии им предложить. Поэтому в пересмотре нуждается не только сам документ, но и связанный с ним порядок межведомственного взаимодействия.
«Мы решили действовать более активно, – заявила представитель ВОРДИ. – Такие предложения уже вносились, но впервые за эту проблему взялись столь серьезно.
Сейчас людям с ментальными нарушениями рекомендуют только физический труд. После школы их готовы учить на конюха, штукатура, плотника, садовника, и т.д. Но на самом деле, как подтверждает и зарубежный опыт, этим людям доступен огромный спектр профессий, в зависимости от степени нарушений.
В первую очередь это творческие профессии. В приказе Минтруда они исключены полностью. Но ведь люди с этим нарушениями как раз очень часто – люди творческие, и творчество – основа их развития, интеллектуального, эмоционального, психического! Сейчас лишь физический труд рекомендуется и людям с синдромом Дауна, и людям с аутизмом.
А у них нарушения могут быть выражены по-разному, и работать они могут в разных сферах, в направлении «человек-человек», «человек – знаковая система». Например, люди с расстройствами аутистического спектра нередко очень хорошо работают с компьютером.
Мы уже подготовили немало предложений по изменению рекомендаций Минтруда, и намерены продолжить эту работу. Вероятно, соберемся еще раз, чтобы обсудить результаты перед отправкой в правительство».
По словам Маргариты Бородиной, свои претензии к действующим рекомендациям есть не только у родителей детей-инвалидов. Изменить их предлагают, например, люди с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, и их родители, ведь в действующем документе учтены не все возможности и для людей с такими нарушениями. Активисты предлагают регулярно, хотя бы раз в 2-3 года, на базе межведомственного взаимодействия обновлять перечень, учитывать в нем изменения на рынке труда, мнения общественных организаций инвалидов.
«Важный момент – необходимость сопровождаемого трудоустройства, сопровождаемой занятости, – рассказала она. – Там тоже могут быть разные потребности в сопровождении: для кого-то это просто дневная занятость, а кто-то сможет и сам зарабатывать при условии поддержки наставника.
Конечно, чтобы можно было говорить о каком-то массовом трудоустройстве людей с ментальной инвалидностью, нужно время. Нужно, во-первых, изменить отношение всего общества к такой возможности. Сейчас видеть масштабное присутствие людей с интеллектуальными нарушениями, например, в сфере услуг, готовы далеко не все, и работодатели тут не исключение.
Но еще важнее – создание специальных условий на рабочих местах, учитывающих потребности «особых» сотрудников. Надо научиться понимать, что нужно конкретному работнику, какая поддержка необходима».
«Значит, нужно привлекать специалистов, которые это знают. К счастью, они уже есть. Такие эксперты «росли» вместе с нашими детьми – начинали заниматься с маленькими, а теперь, когда эти дети выросли, мы надеемся, что специалисты, помогавшие прежде, подскажут теперь, как сделать комфортной работу людей с интеллектуальными нарушениями», – подчеркивает представитель ВОРДИ.