Родители учеников второго класса одной из московских школ отказались пускать своих детей на занятия, требуя решить проблему с поведением одного из школьников. По их словам, ребенок избивает одноклассников и ведет себя неадекватно, а выделенный ему тьютор не может справиться с ситуацией.
«Во 2-м Б классе московской школы 1239 сегодня забастовка. Родители 24-х школьников оставили своих детей дома в знак протеста против бездействия администрации, которая уже больше года не в состоянии решить проблему с агрессивным учеником нашего класса», – написала в Facebook одна из матерей учеников, Александра Брайнина.
«Он бьет одноклассников – и девочек тоже – шумит и ходит на уроках, мычит, лежит под партой, хамит учителям – в общем, не дает всему классу нормально учиться. Мы понимаем, что право на образование есть у каждого, но и у наших детей это право тоже есть», – сообщила она.
«Ученики 2Б класса в количестве 24 человек пропустят 2 дня занятий – 27 и 28 апреля 2017 г. – в связи с тем, что мы считаем, что школа не способна обеспечить безопасность наших детей», – заявили родители в обращении к директору учебного заведения. В случае, если эффективные меры не будут приняты, они намерены перевести своих детей на домашнее обучение.
По словам Александры Брайниной, школьное руководство уже длительное время не реагирует на проблемную ситуацию должным образом, не создавая мальчику необходимых условий для обучения, и не ограждая от него других детей.
Последним действием школьного руководства стало обеспечение ребенку услуг тьютора с 1 февраля, но присутствовал ли он при инциденте с избиением мальчиком одноклассника 26 апреля – неизвестно.
«Мы общались только с мамой. Она говорит, что у нее «такой же ребенок, как у всех», что она «платит налоги и поэтому имеет право пользоваться бесплатным средним образованием», что «здоровая норма агрессии среди мальчиков – это правильно».
После нашего обращения в департамент образования его освободили от общих уроков физкультуры и плавания (как наиболее высокорисковых занятий), по словам зам.директора он осваивает эти предметы индивидуально. И его забирают с пятых уроков, потому что полное расписание он не выдерживает», – рассказала она порталу Милосердие.ru.
«Мы боимся вести детей в школу», – подчеркнула Александра Брайнина.
В администрации школы порталу Милосердие.ru не смогли прокомментировать ситуацию. По словам собеседника портала, позиция учебного заведения может быть оглашена после 2 мая, когда намечена встреча руководства с обеспокоенными родителями.
«На такую историю надо взглянуть с разных сторон. Если в классе есть агрессивный ребенок, с проблемным поведением, и если он прошел ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), если у него есть ассистент или тьютор — то это прежде всего вопрос ответственности сопровождающего работника, – прокомментировала порталу Милосердие.ru сообщение о конфликте в московской школе директор Центра лечебной педагогики Анна Битова.
– С другой стороны – бывает, что и здоровые дети наносят друг другу травмы. Такое поведение далеко не всегда может быть связано с диагнозом».
«Безусловно, родители других детей имеют право волноваться. Они хотят знать, кто отвечает за то, что произошло. Будут ли какие-то последствия для тьютора или ассистента, для преподавателей, которые допустили эту ситуацию. Были ли сотрудники обучены работе с детьми с поведенческими расстройствами», – считает эксперт.
«Важно, чтобы родители были заранее предупреждены о возможных особенностях поведения одноклассника их детей, – подчеркнула руководитель ЦЛП. – Должна проводиться работа и с самими детьми.Если им предстоит учиться вместе с ребенком с особенностями поведения, они должны знать, как с ним общаться, например – что его не надо трогать, что нужно оставлять достаточное пространство, что нельзя издеваться над ним…
Не видя ребенка, не зная всех обстоятельств конфликта, нельзя дать совет, как теперь действовать его участникам. Но думается, что в такой ситуации для этого ребенка и для других детей могло бы быть лучше, если бы родители сменили ему школу, или временно перевели бы его на какой-то особый, индивидуальный режим учебы. Стоило бы и выяснить вопрос о возможных методах коррекции поведения, может быть и так, что ребенку понадобятся лекарства.
В свою очередь, у школы тоже есть возможность получить поддержку. Педагоги могут получить консультации, в Москве работает психолого-медико-педагогический центр, который в таких случаях может обеспечить сопровождение.
Насколько верными были действия родителей других школьников? Если администрация школы не могла ничего сделать, то, наверное, они имели на это право. Руководство школы должно в такой ситуации встречаться с родителями, рассказывать, что было сделано — допустим, обучили педагогов, обеспечили ассистента, провели консультацию с профильным специалистом, составили для проблемного ребенка индивидуальный учебный план…
Могу сказать, что подобные ситуации — исключение. О них почти не приходится слышать. В подавляющем большинстве случаев людям удается находить решения, которые так или иначе устраивают всех».
«Важно понимать, что дело не в том, идет ли речь о ребенке с ОВЗ, или о каких-то других причинах девиантного поведения, – подчеркнула руководитель РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» Елена Багарадникова.
– Тьютор может быть выделен любому ребенку, у которого возникли любые трудности (или наоборот, проявляющему особые способности). Важно, что предпринимает для урегулирования ситуации школа. Здесь, как можно понять, были приняты не все возможные меры.
В такой ситуации, конечно, нужна соответствующая квалификация у тьютора, он должен освоить курс по работе с детьми с проблемным поведением. Нужно работать с родителями проблемного ребенка — и не с позиции «он другой, не такой как все», а с позиции «никто не должен никого обижать и никому мешать».
А значит – возможен перевод ребенка на индивидуальный учебный план, сводящий к минимуму взаимодействие с другими детьми и возможность конфликтов. В дальнейшем возможно постепенное введение ребенка в класс, с поддержкой психолога (и тьютора)».