В начале сентября правительство России приняло решение дополнительно выделить регионам в течение трех лет более 21 млрд рублей на строительство домов-интернатов для инвалидов и пожилых. В частности, упоминается о строительстве нескольких учреждений вместимостью в 100 подопечных.
Сообщения о предстоящих миллиардных расходах на крупные учреждения для инвалидов возмутили представителей родительского сообщества и профильных НКО. Они увидели в таком решении отказ от принципов реформы системы психоневрологических интернатов (ПНИ), предполагающей постепенную ликвидацию интернатов для массового проживания людей, и переход к малокомплектным учреждениям с обстановкой, приближенной к домашней, и к внеинтернатным формам сопровождаемого проживания инвалидов.
«За что они с нами это делают?»
«Не могу прокомментировать расходы на строительство учреждений для пожилых, но такие расходы на интернаты для инвалидов нас глубоко взволновали», – заявил Милосердию.ru представитель Общероссийской общественной организации инвалидов вследствие психических расстройств и их семей «Новые возможности» в органах исполнительной власти Сергей Колосков.
Речь идет о миллиардах рублей, которые пойдут на создание крупных учреждений и ремонт учреждений, а не на малоформатные проекты сопровождаемого проживания. И это только дополнительные средства, очевидно, основные суммы могут быть еще больше, отмечает эксперт.
«Я – отец ребенка с синдромом Дауна. Когда я рассказал своей жене об этом решении правительства реакция ее была такой: за что они с нами это делают, почему? Как они могут так с нами поступать?
Ведь психоневрологические интернаты, куда сейчас попадают ментальные инвалиды после смерти родителей – не какое-то место, где должны жить люди, где им хорошо жить. Это, как подтвердила не так давно вице-премьер Голикова, места круглосуточного проживания, где нарушаются права людей, где они изолируются даже от своих близких родственников. Зачем же тратить деньги на создание мест, где наши дети пожизненно будут мучиться в изоляции?, – заявил представитель организации «Новые возможности».
– Решение о выделении миллиардов на новые крупные стационары для инвалидов – это вызов всем нам. Гражданскому обществу, неравнодушным людям. Проверка, способны ли мы отстоять слабых и беззащитных? – или на их трагическую участь не обратят внимание. Это вызов лидерам общественного мнения. Вызов СМИ, которые не обращают на эту историю особого внимания.
И я считаю, что это непрофессиональное решение со стороны тех, кто отвечает за политику в отношении инвалидов. Как можно строить интернаты для инвалидов в 21 веке? Это провальное решение с точки зрения законодательства, запрещающего дискриминацию инвалидов, и с точки зрения бюджета – громадные расходы на строительство, содержание, отопление зданий, на персонал для обслуживания людей, которые в значительной части способны сами себя обслуживать».
«Мы все-таки надеемся, что гражданское общество в нашей стране поддержит родителей. И эти миллиардные средства вместо строительства интернатов потратят на жилье для сопровождаемого проживания инвалидов», – подчеркнул Сергей Колосков.
Направить средства на жизнь инвалидов в нормальных условиях
«Такие новости вызывают если не шок, то глубокое разочарование, – заявила директор по внешним связям БОО «Перспективы» Светлана Мамонова. – Мы много лет пытаемся достучаться до органов власти и показать им, какие необходимы шаги к изменению системы интернатов и развитию сопровождаемого проживания. Те суммы, которые получили регионы вполне можно было бы потратить на покупку деревенских домов, или 4-5 комнатных квартир в каждом из обозначенных регионов, которых хватило бы на создание такого же количества мест для проживания инвалидов небольшими группами в совершенно других условиях, с другим качеством жизни».
Действительно, в интернаты есть очередь, какие-то их здания уже обветшали, их опасно использовать. Но почему бы не создать им альтернативу, не вывести людей из этих зданий в дома и квартиры, не предоставить такие возможности очередникам? Большие учреждения уже не строит ни одна страна в Европе, все перешли на малоформатное проживание, и нет причин для того, чтобы снова строить корпуса на сто мест, подчеркивает эксперт.
Между тем, по ее словам, когда активисты поднимают вопрос о развитии сопровождаемого проживания в малых группах в диалоге с государственными структурами, им говорят, что для этого нет денег. Тем не менее, теперь найдены средства для громадных вложений в устаревшую инфраструктуру.
В настоящее время нельзя даже точно сказать, сколько средств требуется для решения первоочередных задач по устройству сопровождаемого проживания, потому что настоящая потребность в нем не известна, отмечает эксперт. Те цифры, что недавно называл Минтруд, в НКО и родительских организациях считают не соответствующими реальности – очевидно, что если дать живущим в интернатах возможность узнать о сопровождаемом проживании и попробовать, что это такое, то покинуть учреждения захотят десятки и сотни тысяч людей, говорит Светлана Мамонова.
«Мы предлагаем не увеличивая расходы на жизнеустройство инвалидов, хотя бы перенаправить их на проживание в современном стационарозамещающем формате, – отметила она. – Но сейчас, когда регионы должны отчитываться перед Минтруда о своих концепциях по стационарозамещающим технологиям на 2021-2025 гг, нас совершенно не радуют их проекты. Там очень мало сопровождаемого проживания – зато есть, как видим, желание строить новые крупные стационары.
А сейчас государство не только не помогает развивать сопровождаемое проживание, но и ухудшает условия и тормозит его развитие. Например, в Петербурге сейчас усложнен порядок возмещения НКО – поставщикам соцуслуг расходов на оказание этих услуг».
По словам эксперта, если раньше деньги получал каждый, кто их оказывал и был при этом внесен в соответствующий реестр – то теперь для таких организаций проводятся конкурсы на право получать бюджетные средства. Это в корне противоречит принципу конкуренции, когда место получения таких услуг выбирает сам получатель, а государство гарантирует оплату всех услуг, обозначенных в его индивидуальной программе, по действующим в регионе тарифам. Таким образом, причиной отказа в возмещении расходов НКО может стать отсутствие денег в бюджете.
Все это создает риски для НКО. Но как только появится нормальное гарантированное финансирование – появятся и организации, которые будут биться за клиентов, создавать для них наилучшие условия, уверена Светлана Мамонова.
«Понятно, что мы не знаем всех обстоятельств, из-за которых могло потребоваться финансирование крупных проектов, – отметила она. – Но за каждым из нас, кто много лет ратует за сопровождаемое проживание – сотни и тысячи людей, которым остро необходимо сопровождаемое проживание, а не интернаты. Они пишут в сообщения в социальных сетях, присылают письма, находят наши телефоны и звонят с мольбой, помочь выйти из этих ПНИ. Они хотят выйти из ПНИ, хотят, чтобы у них был дом. Измотанные, обессиленные пожилые родители, которые из последних сил ухаживают за своими взрослыми детьми, и мечтают устроить своим детям нормальную жизнь без себя.
А после таких новостей, что единственная альтернатива по-прежнему это интернаты, родители остаются с жуткой мечтой- чтобы их дети умерли раньше них, но только бы не попали в ПНИ. Когда читаешь новости о выделении громадных сумм на интернаты, становится невероятно стыдно перед этими людьми».
Можно посчитать – интернат обходится дороже сопровождаемого проживания
По поручению вице-премьера Татьяны Голиковой сейчас ведется работа по вопросам жизнеустройства инвалидов 18+, один из вопросов – сравнительный анализ экономических показателей сопровождаемого проживания, организованного, в частности, НКО, и проживания инвалидов в ПНИ, а также и капитальных вложений на создание одного места проживания. Такой анализ необходим, потому что для внедрения сопровождаемого проживания нужно будет на самом высоком уровне показать, как миллионы, которые сейчас тратятся на строительство ПНИ, можно потратить на другие, гуманные формы жизнеустройства инвалидов, рассказала Милосердию.ru председатель Совета ВОРДИ, руководитель секции «Дети и взрослые с ОВЗ и инвалидностью» в Совете при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Клочко.
«Если теперь средства опять будут выделяться на новые интернаты для инвалидов, это создаст абсурдную ситуацию, – отмечает она. – Невозможно делать одновременно взаимоисключающие вещи – говорить о деинституализации системы, и плодить новые ПНИ.
При этом нужно понять, что собственно собираются строить в регионах. Что это за корпуса, насколько они соответствуют новым СанПинам, новым правилам организации работы соцучреждений, сформулированным с участием общественности. В Псковской области, например, сказали, что выделенные средства пойдут не на ПНИ, а на сооружение малокомплектных домов для проживания престарелых – это другое дело».
Простые подсчеты показывают, что создание одного койко-места в крупном интернате обходится примерно в 3,5 – 5 млн рублей капитальных вложений. В то же время есть, например, опыт ГАООРДИ в Петербурге, рекомендованный к изучению и распространению президентом. Там проект обошелся в 50 млн рублей, и на сопровождаемом проживании в нем находятся 19 человек – таким образом, на каждое место затратили менее 2,7 млн рублей, рассказала эксперт.
«Также мы должны сравнить экономические показатели оказания услуг на сопровождаемом проживании и в ПНИ, – рассказала Елена Клочко. – Здесь нужно учесть, что услуги сопровождаемого проживания оказываются вне интернатов и отличаются от услуг в ПНИ в сторону вариативности и поддержания максимальной самостоятельности. Опыт проектов сопровождаемого проживания в разных регионах дает разные цифры, но НКО в квартирах и домах сопровождаемого проживания создают совершенно замечательные условия проживания. И в работе по поручению вице-премьера эти затраты нужно будет сравнить со стоимостью предоставления услуг в ПНИ.
По мнению НКО стоимость услуг сопровождения инвалидов при проживании вполне соизмерима с затратами на содержание подопечных ПНИ. И это хотелось бы показать на цифрах – аргументированно и убедительно».