Представители нескольких общественных организаций – АНО «Центр проблем аутизма», РОО «Контакт», «Особые встречи» – а также активисты из числа родителей детей с аутизмом создали рабочую группу, которая намерена добиваться внесения изменений в законодательство об образовании.
Первое заседание рабочей группы состоялось 13 февраля в Москве. На нем присутствовал адвокат юридической фирмы Latham&Watkins, которому предстоит помочь родителям найти противоречия в нормативных актах, мешающие их детям получать инклюзивное образование.
Екатерина Мень, президент «Центра проблем аутизма», обрисовала ситуацию так: «Мы столкнулись со страшной несогласованностью нормативной базы. Из-за существующих в ней противоречий возможны конфликты, когда мы опираемся на одни правила, а кто-то, отвечающий за образовательные сервисы, опирается на другие».
«Нас многое устраивает в законодательной базе, там много прогрессивного», – добавила она. Тем не менее, есть вещи, которые порождают большое количество ошибок. В первую очередь, источником таких ошибок, влияющих на доступность инклюзивного образования для детей с инвалидностью, является категория ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), которая применяется в федеральном законе «Об образовании».
По мнению Екатерины Мень, понятие ОВЗ необходимо заменить другим – особые образовательные потребности (ООП).
«Категория «здоровье», медицинское определение появляется в законе об образовании, – подчеркнула она. – Закон об образовании не должно волновать здоровье. Это медицинская категория. На деле применение этого закона приводит к тому, что ограничение возможностей здоровья увязывается с правом на образование. Получается, что чем меньше у ребенка здоровья, тем меньше прав на образование. Права должны быть у всех одинаковые, даже если возможности разные».
С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС). Одновременно вступил в силу соответствующий СанПиН (Санитарные правила и нормы).
«ФГОС увязывает обучение с диагнозами, а не с особыми образовательными потребностями детей. Опять появились нозологии, опять поделили: слепых сюда, глухих туда, колясочников сюда, умственно отсталых туда», – комментирует Екатерина Мень.
Между тем существует литература, где все возможные образовательные потребности детей систематизированы и подробно описаны. «У каждого ребенка свой букет образовательных потребностей. Например, у детей с диагнозом «аутизм» могут быть очень разные образовательные потребности. Кому-то нужен коммуникатор, кому-то не нужен, у кого-то есть сопутствующие ограничения по зрению, у кого-то – моторные нарушения. Кто-то хорошо пишет, а кто-то может только печатать. Образовательные учреждения должны интересоваться этими потребностями, а не диагнозами. Тем более, что есть законы, защищающие врачебную тайну», – сказала президент «Центра проблем аутизма».
По ее мнению, необходима юридическая экспертиза практики, сложившейся в школах, когда от родителей требуют сообщать диагнозы детей.
«Стандарт должен быть один – общего образования, – продолжила Екатерина Мень. – То есть планка одна для всех. А средства достижения этой планки могут быть разные, и они описываются в индивидуальных образовательных планах. То есть для каждого ребенка с особыми потребностями формируется свой маршрут».
Помимо этой ключевой проблемы, СанПиН не всегда состыкуется с ФГОС, а ФГОС – с федеральным законом. Выявление таких ошибок станет шагом к исправлению ситуации, считает Мень.
Другие участники заседания рабочей группы предложили разграничить стратегическую задачу, связанную с внесением изменений в федеральный закон, и тактические цели, касающиеся отмены положений ФГОС и СанПиНа, вступивших в силу с 1 сентября. В частности, такую мысль высказала Елена Багарадникова, руководитель РОО «Контакт». По ее мнению, очень острой является также проблема расчета коэффициента подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, где учатся дети с инвалидностью.